Кто входил в снк. Секретное постановление СНК: создан концлагерь на Соловках

СНК и наркоматы

Кратко:

Гос устройство РСФСР носило федеративный характер, высшим органов власти был Всероссийский съезд Советов раб-х,солд-х,кр-х и казачьих депутатов.

Съезд избирал ответственный перед ним Всеросскийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК), который формировал правительство РСФСР – Съезд Народных Комиссаров (СНК)

Органами на местах явзялись областные, губернский,уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.

Созданы «для управления страной впредь до созыва Учредительного собрания». Было образовано 13 народных комиссариатов – внутренних дел, труда, по военным и морским делам, торговли и промышленности, народного просвещения, финансов, иностранных дел, юстиции, продовольствия, почт и телеграфов, по делам национальностей, путей сообщения. Председатели всех наркоматов вошли состав СНК

СНК принадлежало право по замене отдельных членов правительства или всего его состава. В экстренных случаях СНК мог издавать декреты без предварительного их обсуждения. ВЦИК утверждал декреты СНК, если они имели общегосударственное значение.

Совет Народных Комиссаров

Согласно Декрету II съезда Советов «для управления страной» было образовано временное 6 рабочее и крестьянское правительство с наименованием – Совет Народных Комиссаров (сокращенно – СНК). «Заведывание отдельными отраслями государственной жизни» поручалось комиссиям, возглавлявшимся председателями. Председатели объединялись в коллегию председателей – Совет Народных Комиссаров. Контроль над деятельностью СНК и право смещения комиссаров принадлежало как съезду, так и его ВЦИК. Работа СНК строилась в форме заседаний, которые созывались почти каждый день, а с декабря 1917 г. – и в форме совещаний заместителей наркомов, которые к январю 1918 г. определились в постоянно-действующую комиссию СНК (Малый Совнарком). С февраля 1918 г. начал практиковаться созыв объединенных заседаний Президиума ВЦИК и СНК.

Изначально в СНК вошли только большевики. Такая ситуация была обусловлена следующими обстоятельствами. Формирование однопартийной системы в советской России сложилось не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее, и объяснялось прежде всего тем, что сотрудничество партии большевиков с партиями меньшевиков и правых эсеров, демонстративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в оппозицию, стало невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию, но они отказались послать своих представителей в СНК и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК. Несмотря на это, большевики и после II съезда Советов продолжали искать пути сотрудничества с левыми эсерами: в результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав СНК семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Данный правительственный блок был необходимым для упрочения советской власти, для привлечения на ее сторону широких крестьянских масс, среди которых левые эсеры пользовались серьезным влиянием. И хотя в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста подписания Брестского мира вышли из СНК, они оставались во ВЦИК, других государственных органах, включая военное ведомство, Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем (с августа 1918 г. – с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности).



СНК - c 6 июля 1923 по 15 марта 1946 высший исполнительный и распорядительный (в первый период существования также и законодательный) орган СССР, его правительство (в каждой союзной и автономной республике также был Совет Народных Комиссаров, например, СНК РСФСР).

Народный комиссар (нарком ) - лицо, входящее в состав правительства и возглавляющее определённый народный комиссариат (наркомат) - центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности государства.

Первый Совет народных комиссаров был учреждён за 5 лет до образования СССР, 27 октября 1917 Декретом «Об учреждении Совета Народных Комиссаров», принятом на II Всероссийском съезде Советов. До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи.


Правительство первого в мире рабоче-крестьянского государства впервые было сформировано как Совет Народных Комиссаров, который был создан 26 окт. (8 ноября) 1917, на другой день после победы Великой Октябрьской социалистической революции, постановлением 2-го Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов об образовании рабочего и крестьянского правительства.

Постановление, написанное В. И. Лениным, гласило, что для управления страной учреждается «впредь до созыва Учредительного собрания, Временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров». Первым председателем СНК был избран В. И. Ленин, работавший на этом посту в течение семи лет (1917-1924) вплоть до своей смерти. Ленин разработал основные принципы деятельности СНК, задачи, стоящие перед высшими органами государственного управления Советской республики.

Наименование «Временное» с роспуском Учредительного собрания отпало. Первый состав СНК был однопартийным - в него входили только большевики. Предложение левым эсерам войти в СНК было ими отвергнуто. В дек. 1917 левые эсеры вошли в СНК и состояли в пр-ве до марта 1918. Они вышли из СНК из-за несогласия с заключением Брестского мира и встали на позиции контрреволюции. В дальнейшем CHK формировался только представителями Коммунистической партии. По Конституции РСФСР 1918, принятой 5-м Всероссийским съездом Советов, правительство Республики именовалось СНК РСФСР.

Конституция РСФСР 1918 определила основные функции СНК РСФСР. Общее руководство деятельностью СНК РСФСР принадлежало ВЦИК. Состав пр-ва утверждался ВЦИК Советов или съездом Советов. СНК обладал необходимой полнотой прав в области исполнительно -распорядительной деятельности и наряду с ВЦИК пользовался правом издания декретов. Осуществляя исполнительно-распорядительную власть, СНК РСФСР руководил деятельностью наркоматов и др. центр. ведомств, а также направлял и контролировал деятельность местных органов.

Были созданы Управление делами СНК и Малый Совнарком, который 23 янв. (5 февр.) 1918 стал постоянной комиссией СНК РСФСР для предварительного рассмотрения вопросов, вносимых в СНК, и вопросов текущего законодательства руководства отделом отраслями государственного управления и правительства. В 1930 Малый СНК был упразднен. По постановлению ВЦИК от 30 ноября 1918 был учрежден под пред. В. И. Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны 1918-20. В апреле 1920 он был преобразован в Совет труда и обороны, (СТО). Опыт работы первого СНК был использован в государственном строительстве пр-в всех союзных советских социалистических республик.

После объединения советских республик в единое союзное государство - Союз Советских Социалистических Республик (СССР) было создано союзное правительство - Совет Народных Комиссаров СССР. Положение о СНК СССР утверждено ЦИК 12 ноября 1923.

Совнарком СССР формировался ЦИК СССР и являлся его исполнительным и распорядительным органом. СНК СССР руководил деятельностью общесоюзных и объединенных (союзно-республиканских) наркоматов, рассматривал и утверждал декреты и постановления общесоюзного значения в пределах прав, предусмотренных Конституцией СССР 1924, положениями о СНК ЦИК СССР и др. законодательными актами. Декреты и постановления СНК СССР являлись обязательными к исполнению на всей территории СССР и могли приостанавливаться и отменяться ЦИК СССР и его Президиумом. Впервые состав СНК СССР во главе с Лениным утверждается на 2-й сессии ЦИК СССР 6 июля 1923. Совнарком СССР, по положению о нем 1923, составляли: председатель, зам. председателя, наркомы СССР; в заседаниях СНК с правом совещательного голоса участвовали представители союзных республик.

По Конституции СССР, принятой в 1936, СНК СССР являлся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза ССР. Он образовывался Верх. Советом СССР. Конституция СССР 1936 установила ответственность и подотчетность СНК СССР Верх. Совету, а в период между сессиями Верх. Совета СССР - его Президиуму. По Конституции СССР 1936, СНК СССР объединял и направлял работу общесоюзных и союзно-республиканских наркоматов СССР и др. подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений, принимал меры по осуществлению народно-хозяйственного плана, государственного бюджета, осуществлял руководство в области внешних сношений с иностранными государствами, руководил общим строительством вооруженных сил страны и т. д. По Конституции СССР 1936, СНК СССР имел право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения СНК Союзных республик и отменять приказы и инструкции наркоматов СССР. Ст. 71 Конституции СССР 1936 установила право депутатского запроса: представитель СНК или нарком СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

СНК СССР, по Конституции СССР 1936, был образован на 1-й сессии Верх. Совета СССР 19 янв. 1938. 30 июня 1941 решением Президиума Верх. Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный комитет обороны (ГКО), в котором была сосредоточена вся полнота государственной власти в СССР во время Великой Отечественной войны 1941-45.

СНК союзной республики является высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти союзной республики. Он ответствен перед Верховным Советом республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верх. Совета - перед Президиумом Верх. Совета республики и ему подотчетен СНК союзной республики, по Конституции СССР 1936, издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР и обязан проверять их исполнение.

Состав и формирование СНК СССР

Важным этапом на пути принятия Конституции СССР 1924 года стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 г.

ЦИК СССР образовывал Советское правительство - Совет Народных Комиссаров. СНК СССР являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе ответственен перед ним и его Президиумом (ст.37 Конституции). В главах о высших органах СССР закреплено единство законодательной и исполнительной власти.

Для руководства отраслями государственного управления создавалось 10 наркоматов СССР (глава 8 Конституции СССР 1924 г.): пять общесоюзных (по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов) и пять объединенных (Высший Совет Народного Хозяйства, продовольствия, труда, финансов и рабоче-крестьянской инспекции). Общесоюзные наркоматы имели своих уполномоченных в союзных республиках. Объединенные наркоматы осуществляли руководство на территории союзных республик через одноименные наркоматы республик. В остальных сферах управление осуществлялось исключительно союзными республиками через соответствующие республиканские наркоматы: земледелия, внутренних дел, юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. При наркоме, под его председательством, образовывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР. Народный комиссар имел право и единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее отдельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая исполнения решения.

Вторая сессия утвердила состав Совета Народных Комиссаров СССР и избрала его председателем В. И. Ленина.

Поскольку В. И. Ленин был болен, руководство Советом Народных Комиссаров осуществляли пять его заместителей: Л. Б. Каменев, А. И. Рыков, А. Д. Цюрупа, В. Я. Чубарь, М. Д. Орахелашвили. Украинец Чубарь был с июля 1923 г. председателем Совнаркома Украины, а грузин Орахелашвили председателем Совнаркома ЗСФСР, так что они исполняли, прежде всего, свои прямые обязанности. Со 2-го февраля 1924 г. председателем СНК СССР станет Рыков. Рыков и Цюрупа были русскими по национальности, а Каменев - евреем. Из пяти заместителей Совнаркома лишь Орахелашвили имел высшее образование, остальные четверо - среднее. Совнарком СССР являлся прямым преемником СНК РСФСР. Кроме председателя и пяти его заместителей в первый Совнарком Союза вошли также 10 наркомов и председатель ОГПУ с правом совещательного голоса. Естественно, при подборе руководителей Совнаркома появились проблемы, связанные с необходимым представительством от союзных республик.

Свои проблемы имелись и при формировании союзных наркоматов. Наркоматы РСФСР по иностранным делам, внешней торговле, путей сообщения, почт и телеграфов, по военным и морским делам были преобразованы в союзные. Кадровый состав наркоматов в то время еще формировался в основном из бывших служащих аппарата управления и специалистов еще дореволюционного времени. На служащих бывших до революции рабочими в 1921-1922 гг. приходилось лишь 2,7 %, что объяснялось отсутствием достаточного количества грамотных рабочих. Эти служащие автоматически перетекли из российских наркоматов в союзные с очень незначительным числом работников переведенных из национальных республик.

Совет Народных Комиссаров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; Заместителей председателя; Председателя Государственной плановой комиссии; Народных Комиссаров: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

История законодательной базы СНК

Согласно Конституции РСФСР от 10.07.1918 года деятельность СНК заключается в:

· управлении общими делами РСФСР, руководство отдельными отраслями управления (ст.35, 37)

· издании законодательных актов и принятии мер, «необходимых для правильного и быстрого течения государственной жизни». (ст.38)

Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам в ведении комиссариата, доводя о них до сведения коллегии (ст.45).

О всех принятых постановлениях и решениях СНК сообщает ВЦИК (ст.39), который вправе приостановить и отменить постановление или решение СНК (ст.40).

Создаётся 17 народных комиссариатов (в Конституции данная цифра указана ошибочно, поскольку в перечне, представленном в ст. 43, их насчитывается 18) .

· по иностранным делам;

· по военным делам;

· по морским делам;

· по внутренним делам;

· юстиции;

· социального обеспечения;

· просвещения;

· почт и телеграфов;

· по делам национальностей;

· по финансовым делам;

· путей сообщения;

· земледелия;

· торговли и промышленности;

· продовольствия;

· Государственного контроля;

· Высший Совет Народного Хозяйства;

· здравоохранения.

С образованием в декабре 1922 г. СССР и созданием общесоюзного правительства Совнарком РСФСР становится исполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ. Организация, состав, компетенция и порядок деятельности СНК были определены Конституцией СССР 1924 г. и Конституцией РСФСР 1925 г.

С данного момента состав СНК был изменен в связи с передачей ряда полномочий союзным ведомствам. Было учреждено 11 народных комиссариатов:

· внутренней торговли;

· финансов

· внутренних дел

· юстиции

· просвещения

· здравоохранения

· земледелия

· социального обеспечения

В состав СНК РСФСР теперь входили с правом решающего или совещательного голоса уполномоченные наркоматов СССР при Правительстве РСФСР. СНК РСФСР выделял, в свою очередь, постоянного представителя при СНК СССР. (согласно информации СУ, 1924, N 70, ст. 691.) С 22 февраля 1924 года СНК РСФСР и СНК СССР имеют единое Управление делами. (по материалам ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 25, д. 5, л. 8.)

С введением Конституции РСФСР от 21 января 1937 года, СНК РСФСР подотчётен лишь Верховному Совету РСФСР, в период между его сессиями - Президиуму Верховного Совета РСФСР.

С 5 октября 1937 года состав СНК РСФСР насчитывает 13 народных комиссариатов (данные ЦГА РСФСР, ф. 259, оп. 1, д. 27, л. 204.):

· пищевой промышленности

· легкой промышленности

· лесной промышленности

· земледелия

· зерновых совхозов

· животноводческих совхозов

· финансов

· внутренней торговли

· юстиции

· здравоохранения

· просвещения

· местной промышленности

· коммунального хозяйства

· социального обеспечения

Так же в состав СНК включены председатель Госплана РСФСР и начальник Управления по делам искусств при СНК РСФСР



    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Дополнительные сведения: Список народных комиссариатов СССР Совет Народных Комиссаров СССР (Совнарком СССР, СНК СССР) … Википедия

    Совет народных комиссаров СССР - СОВÉТ НАРÓДНЫХ КОМИССÁРОВ СССР (СНК СССР), в соответствии с Конституцией СССР 1936 высший исполнит. и распорядит. орган гос. власти СССравни подотчётный ВС СССР. Война внесла в правовое положение СНК СССР нек рые коррективы. Обстановка воен.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Совет народных комиссаров: Совет народных комиссаров РСФСР Совет народных комиссаров СССР … Википедия

    РСФСР Совет Народных Комиссаров СССР … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Совет народных комиссаров. Совет народных комиссаров РСФСР (СНК РСФСР) … Википедия

    В.И. Ленин, первый председатель Совнаркома Российской Советской Республики и Совнаркома СССР Совет народных комиссаров (аббр … Википедия

    - (Совнарком РСФСР, СНК РСФСР) название правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики с Октябрьской революции 1917 до 1946. Совет состоял из народных комиссаров фактически министров, руководивших народными… … Википедия

    - (СНК) в 1917 1946 гг. название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 г. преобразованы в Советы Министров. По Конституции СССР 1936 г. СНК СССР формировался… … Юридический словарь

    Совет народных комиссаров - (Совнарком, СНК) правительство советского государства с 1917 по 1946 гг. 26.10.(8.11.)1917 г. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов постановил: «Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного… … Энциклопедия права

    - (Совнарком, СНК), в 1917 46 название правительства в СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров … Современная энциклопедия

Книги

  • , Ежуков Евгений Лаврентьевич. История защиты и охраны границ России насчитывает более 1000 лет. С момента появления Русского государства возникла необходимость защитить ее границы. Однако послеВеликой Октябрьской…
  • Пограничная стража России от Святого Владимира до Николая II , Ежуков, Евгений Лаврентьевич. История защиты и охраны границ России насчитывает более 1000 лет. С момента появления Русского государства возникла необходимость защитить ее границы. Однако послеВеликой Октябрьской…

СНК - это высший правительственный орган, осуществлявший исполнительную власть в Советской России с 1917 по 1946 год. Данная аббревиатура расшифровывается как Совет народных комиссаров, так как данное учреждение состояло из глав наркоматов. Данный орган существовал сначала в России, но после образования Советского Союза в 1922 году аналогичные образования были сформированы и в других республиках. На следующий год после окончания войны он был преобразован в Совет министров.

Возникновение

СНК - это правительство, которое изначально создавалось как временный орган из представителей крестьян, солдат и рабочих. Предполагалось, что оно должно было функционировать вплоть до созыва Учредительного собрания. Неизвестно происхождение названия термина. Существуют точки зрения, что оно было предложено либо Троцким, либо Лениным.

Большевики планировали его формирование еще до Октябрьского переворота. Они предложили левым эсерам войти в состав нового политического образования, однако те отказались, так же как меньшевики и правые эсеры, поэтому в результате было созвано однопартийное правительство. Однако после того, как Учредительное собрание было распущено, оказалось, оно стало постоянным. СНК - это орган, который формировался высшим законодательным учреждением страны - ВЦИКом.

Функции

В его ведение входило общее управление всеми делами нового государства. Оно могло издавать декреты, которые, впрочем, мог приостановить ВЦИК. Решения в этом органе управления принимались очень просто - большинством голосов. При этом на заседаниях присутствовал председатель упомянутого законодательного учреждения, а также члены правительства. СНК - это учреждение, в которое входило специальное отделение по управлению делами, подготавливающее вопросы для рассмотрения. Его штат был довольно внушителен - 135 человек.

Особенности

Юридически полномочия СНК были зафиксированы советской Конституцией 1918 года, где говорилось о том, что орган должен заниматься управлением общих дел в государстве, некоторыми отраслями.

Кроме того, в документе говорилось, что Совет народных комиссаров должен издавать законопроекты и постановления, необходимые для правильного функционирования государственной жизни в стране. ВЦИК контролировал все принятые постановления и, как уже говорилось выше, мог приостановить их действие. Всего было образовано 18 комиссариатов, главные из них были посвящены военным, иностранным и морским делам. Народный комиссар непосредственно ведал управлением и мог единолично принимать решения. После образования СССР Совет народных комиссаров стал выполнять не только исполнительные, но и распорядительные функции.

Состав

СНК РСФСР формировался в очень трудных условиях политических перемен и борьбы за власть. А. Луначарский, который занял пост первого наркома просвещения, утверждал, что его состав получился случайным. Большое влияние на его работу оказывал В. Ленин. Многие из его членов не были специалистами в тех областях, которые они должны были вести. В 1930-х годах очень многие члены правительства были репрессированы. По мнению специалистов, СНК состоял из представителей интеллигенции, в то время как большевистская партия заявляла о том, что этот орган должен быть рабочим и крестьянским.

Интересы пролетариата представляли всего два человека, что впоследствии дало повод для возникновения так называемой рабочей оппозиции, которая требовала представительства. Помимо упомянутых слоев в рабочую группу учреждения входили дворяне, мелкие чиновники, так называемые мелкобуржуазные элементы.

Вообще, национальный состав СНК до сих пор вызывает споры у ученых. Среди наиболее известных политиков, занимавших посты в этом органе, встречаются такие фамилии, как Троцкий, который занимался иностранными делами, Рыков (в его ведении находились внутренние дела молодого государства), а также Антонов-Овсеенко, который занимал пост наркома по военно-морским делам. Первый же председатель СНК - это Ленин.

Перемены

После образования нового советского государства произошли изменения и в данном органе. Из российского учреждения он превратился во всесоюзное правительство. Вместе с тем, его полномочия были распределены между союзными властями. На местах были созданы местные республиканские советы. В 1924 году российский и всесоюзный органы образовали единое управление по делам. В 1936 году данный орган управления был трансформирован в Совет министров, который выполнял ту же функцию, что СНК.

Раз уж затронулась еврейская тема, то выложу один материал, который всё не находил себе места. Вопрос еврейского представительства в верхних эшелонах соввласти очень живо трепещет до сей поры. Даже я не устоял против его седуктивных чар. Однажды читал известную книжку «Сто сорок бесед с Молотовым» Ф. Чуева и один момент весьма сильно смутил. Вот он: «Говорят, евреи сделали революцию, а не русские. – Ну в это мало кто верит. Правда, в первом правительстве, в Политбюро большинство составляли евреи» . Очень странное заявление, ибо уж кому, как не «каменной заднице», знать истинное положение вещей - ан вот поди ж ты. И на склероз не спишешь.

Вообще, это очень распространённое заблуждение среди весьма широкой публики - о том, что евреи составляли в советском руководстве большинство. Даже у иных своих френдов я читал подобное. Сразу скажу, что большинство - что в партийных верхах, что в правительстве - всегда составляли русские. Однако инородцы - включая евреев - в отдельные периоды имели очень широкое представительство. О национальном составе партийного руководства уже в принципе довольно немало написано, но по поводу правительства я видел только разборы, крутящиеся вокруг первого состава совнаркома (хотя, признаться, самим сюжетом интересовался не особенно). Вот и родилась у меня идея покопаться и поискать, сколько евреев входило в состав советского правительства. Под конец поисков подвернулась следующая статья: Евреи в руководстве СССР (1917-1991) . Думал, что она тему исчерпывает, и сильно опечалился за зря потраченное время, однако не без удовольствия обнаружил, что в отношении правительства текст содержит в себе хоть и незначительные, но всё же пропуски, и решил работы на бросать. Но теперь вот, думаю, довёл её до конца, и результаты представляю на суд публики.

Сразу скажу, что интересовался я лишь составами сначала СНК РСФСР (1917-22) и СНК/СМ СССР. Википедия нам сообщает, что «До создания СССР в 1922 и образования Союзного Совнаркома, Совет Народных Комиссаров РСФСР фактически координировал взаимодействие между советскими республиками, возникшими на территории бывшей Российской империи» . Поэтому и будут у нас хронологические рамки охватывать 1917-1991 годы. Что же касается персоналий, то представлю его в виде простого хронологического списка - в динамике оно как-то легше воспринимается.

ТРОЦКИЙ Лев Давыдович (БРОНШТЕЙН Лейба Давидович)
нарком по иностранным делам РСФСР (ноябрь 1917 - март 1918).
нарком по военным и морским делам РСФСР/СССР (август 1918 - январь 1925).
нарком путей сообщения РСФСР (март-декабрь 1920).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (июнь 1925 - 1927).

ШТЕЙНБЕРГ Исаак Захарович (Ицхок-Нахмен Зерахович)
нарком юстиции РСФСР (декабрь 1917 - март 1918).

СВЕРДЛОВ Вениамин Михайлович (Биньямин Мовшевич)
нарком путей сообщения РСФСР (январь-февраль 1918).

ГУКОВСКИЙ Исидор Эммануилович
нарком по финансовым делам РСФСР (март-август 1918).

ЛЮБОВИЧ Артемий Моисеевич
исполняющий обязанности наркома почт и телеграфa РСФСР, СССР (март 1920 - май 1921, ноябрь 1927 - январь 1928).

ДОВГАЛЕВСКИЙ Валериан Савельевич (Саулович)
нарком почт и телеграфа РСФСР (май 1921 - июль 1923).

ШЕЙНМАН Арон Львович
председатель правления Государственного банка РСФСР, СССР (октябрь 1921 - декабрь 1924, январь 1926 - октябрь 1928).
нарком внутренней торговли СССР (декабрь 1924 - ноябрь 1925).

КАМЕНЕВ (РОЗЕНФЕЛЬД) Лев Борисович
заместитель председателя СНК РСФСР/СССР (сентябрь 1922 - январь 1926).
нарком внешней и внутренней торговли СССР (январь-ноябрь 1926).
председатель Главного концессионного комитета при СНК СССР (май 1929 - октябрь 1932).

СОКОЛЬНИКОВ Григорий Яковлевич (БРИЛЛИАНТ Гирш Янкелевич)
нарком финансов РСФСР/СССР (октябрь 1922 - январь 1926).

ЯКОВЛЕВ (ЭПШТЕЙН) Яков Аркадьевич
нарком земледелия СССР (декабрь 1929 - апрель 1934).

РУХИМОВИЧ Моисей Львович
нарком путей сообщений СССР (июнь 1930 - октябрь 1931).
нарком оборонной промышленности СССР (декабрь 1936 - октябрь 1937).

ЛИТВИНОВ Максим Максимович (ВАЛЛАХ-ФИНКЕЛЬШТЕЙН Меер-Генох Моисеевич)
нарком по иностранным делам СССР (июль 1930 - май 1939).

КАЛМАНОВИЧ Моисей Иосифович
председатель правления Государственного банка СССР (октябрь 1930 - апрель 1934).
нарком зерновых и животноводческих совхозов СССР (апрель 1934 - апрель 1937).

РОЗЕНГОЛЬЦ Аркадий Павлович
нарком внешней торговли СССР (ноябрь 1930 - июнь 1937).
начальник Управления государственных резервов при СНК СССР (август-октябрь 1937).

ШУМЯЦКИЙ Борис Захарович
«нарком кинематографии»: председатель «Союзкино», начальник Главного управления кинопромышленности, председатель Государственного управления кинофотопромышленности при СНК СССР (ноябрь 1930 - январь 1938).

ГОЛЬЦМАН Абрам Зиновьевич
начальник Главного управления гражданского воздушного флота при СНК СССР (февраль 1932 - сентябрь 1933).

ГОЛОЩЁКИН Филипп Исаевич (Шая Исаакович)
главный государственный арбитр при СНК СССР (февраль 1933 - октябрь 1939).

КЛЕЙНЕР Израиль Михайлович (Срул Мейлихович)
председатель Комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при СНК СССР (апрель 1934 - декабрь 1936).
нарком заготовок СССР (декабрь 1936 - август 1937).

МАРЬЯСИН Лев Ефимович
председатель правления Государственного банка СССР (апрель 1934 - июль 1936).

ВЕЙЦЕР Израиль Яковлевич
нарком внутренней торговли СССР (июль 1934 - октябрь 1939).

ЯГОДА Генрих Григорьевич (ИЕГУДА Енох Гиршевич)
нарком внутренних дел СССР (июль 1934 - сентябрь 1936)
нарком связи СССР (сентябрь 1936 - апрель 1937).

КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич
нарком путей сообщения СССР (май 1935 - август 1937, апрель 1938 - март 1942, февраль 1943 - декабрь 1944).
нарком тяжёлой промышленности СССР (август 1937 - январь 1939).
заместитель председателя СНК/СМ СССР (август 1938 - май 1944, декабрь 1944 - март 1953).
нарком топливной промышленности СССР (январь-октябрь 1939).
нарком нефтяной промышленности СССР (октябрь 1939 - июль 1940).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1946 - март 1947).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению народного хозяйства (январь 1948 - октябрь 1952).
первый заместитель председателя СМ СССР (март 1953 - июнь 1957).
председатель Государственного комитета СМ СССР по вопросам труда и заработной платы (май 1955 - май 1956).
министр промышленности строительных материалов СССР (сентябрь 1956 - июль 1957).

КАМИНСКИЙ (ГОФМАН) Григорий Наумович
главный санитарный инспектор СССР (1935 - июнь 1937).
нарком здравоохранения СССР (июль 1936 - июнь 1937).

КРУГЛИКОВ Соломон Лазаревич
председатель правления Государственного банка СССР (июль 1936 - сентябрь 1937).

ХАЛЕПСКИЙ Иннокентий Андреевич
нарком связи СССР (апрель-август 1937).
особоуполномоченный СНК СССР по связи (август-ноябрь 1937).

БРУСКИН Александр Давидович
нарком машиностроения СССР (октябрь 1937 - июнь 1938).

КАГАНОВИЧ Михаил Моисеевич
нарком оборонной промышленности СССР (октябрь 1937 - январь 1939).
нарком авиационной промышленности СССР (январь 1939 - январь 1940).

ГИЛИНСКИЙ Абрам Лазаревич
нарком пищевой промышленности СССР (январь-август 1938).

ГИНЗБУРГ Семён Захарович
председатель Комитета по делам строительства при СНК СССР (март 1938 - май 1939).
нарком по строительству СССР (июнь 1939 - январь 1946).
нарком по строительству военных и военно-морских предприятий СССР (январь 1946 - март 1947).
министр промышленности строительных материалов СССР (март 1947 - май 1950).

ДУКЕЛЬСКИЙ Семён Семёнович
председатель Комитета по делам кинематографии при СНК СССР в ранге наркома (март 1938 - июнь 1939).
нарком морского флота СССР (апрель 1939 - февраль 1942).

БЕЛЕНЬКИЙ Захар Моисеевич
исполняющий обязанности председателя Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1938 - апрель 1939).

АНЦЕЛОВИЧ Наум Маркович
нарком лесной промышленности СССР (октябрь 1938 - октябрь 1940).

ЖЕМЧУЖИНА Полина Семёновна (КАРПОВСКАЯ Перл Семёновна)
нарком рыбной промышленности СССР (январь-ноябрь 1939).

ВАННИКОВ Борис Львович
нарком вооружения СССР (январь 1939 - июнь 1941).
нарком боеприпасов СССР (февраль 1942 - август 1945).
нарком/министр сельскохозяйственного машиностроения СССР (январь-июнь 1946).
начальник Первого главного управления при СНК/СM СССР (август 1945 - март 1953).

ЗЕМЛЯЧКА (ЗАЛКИНД) Розалия Самойловна
заместитель председателя СНК СССР (май 1939 - август 1943).
председатель Комиссии советского контроля при СНК СССР (май 1939 - сентябрь 1940).

МЕХЛИС Лев Захарович
заместитель председателя СНК СССР (сентябрь 1940 - май 1944).
нарком/министр государственного контроля СССР (сентябрь 1940 - июнь 1941, март 1946 - октябрь 1950).

ЗАЛЬЦМАН Исаак Моисеевич
нарком танковой промышленности СССР (июль 1942 - июнь 1943).

РАЙЗЕР Давид Яковлевич (Ушерович)
министр строительства предприятий тяжёлой индустрии (май 1950 - март 1953).
министр строительства предприятий металлургической и химической промышленности СССР (апрель 1954 - май 1957).

ДЫМШИЦ Вениамин Эммануилович
начальник отдела капитального строительства Госплана СССР - министр СССР (июнь 1959 - апрель 1962).
первый заместитель председателя Госплана СССР - министр СССР (апрель - июль 1962).
заместитель председателя СМ СССР (июль 1962 - декабрь 1985).
председатель Госплана СССР (июль - ноябрь 1962).
председатель Совета народного хозяйства СССР (ноябрь 1962 - октябрь 1965).
председатель Государственного комитета СМ СССР по материально-техническому снабжению (октябрь 1965 - июнь 1976).

ВОЛОДАРСКИЙ Лев Маркович (ГОЛЬДШТЕЙН Лейба Мордкович)
начальник Центрального статистического управления при СМ СССР, Центрального статистического управления СССР (август 1975 - декабрь 1985).

КОТЛЯР Николай Исаакович
министр рыбного хозяйства СССР (январь 1987 - ноябрь 1991).

РАЕВСКИЙ Владимир Абрамович
исполняющий обязанности министра финансов СССР (ноябрь 1991 - март 1992).


Как видно из списка, в плане правительственного представительства лучшими годами для изучаемого народа оказались первые примерно 30 лет коммунистического режима.

Иные авторы (и таки да, и таки нет), перечисляя евреев в советском правительстве, частенько относят к их числу представителей других народов, в основном, как ни забавно, русских. Причины этого лично мне не ясны - в большинстве случаев происхождение можно достаточно легко установить по справочной литературе и совершенно незачем, при таком раскладе, по собственной воле садиться в лужу. Но вот существует сей феномен. Мне встречались следующие «лжеевреи» из наркомов:

Ефим Славский (родился в украинской крестьянской семье);
Родион Малиновский (у него происхождение очень мутное: сын кухарки-украинки, отец неизвестен - предполагают, что из караимов, но это не евреи, хотя и иудеи; дочь маршала утверждает, что её дед - «российский князь»);
Исидор Любимов (его в евреи записывают и Ваксберг, и Солженицын, хотя родился большевик в семье костромского крестьянина. Видимо, имя смущает);
Павел Юдин (сын тульского рабочего. Тут, похоже, смущает фамилия);
Иван Теодорович (из польской дворянской семьи);
Авраамий Завенягин (иными называемый Абрамом, хотя он именно Авраамий; сын машиниста железнодорожной станции в Тульской области);
Михаил Фриновский (из семьи пензенского учителя);
Василий Рулёв-Шмидт (из бедной семьи - отец крестьянин, мать кухарка-немка);
Николай Крестинский («Молотов» трогательно замечает: «...видимо, бывший еврей, кажется, крещёный, поэтому и Крестинский. Но, может быть, я ошибаюсь. Барин, такой барин». Мог бы поинетерсоваться и выяснить, что барин - из дворянской семьи);
Георгий «Ломов» Оппоков (тоже из дворян).

Упорно циркулируют слухи о еврейском происхождении Андропова - прямо поражает! Однако пока нет прямых достоверных сведений, будем верить официальной биографии. Похожим образом и Филипп Голощёкин попал в список, скорее, по инерции - документального подтверждения его «настоящего имени» и еврейского происхождения нет. Но этот, раз никто не спорит, пусть пока будет.

Возникает ещё вопрос насчёт хрущёвского минсельхоза Михаила Ольшанского - вот он , стереотипу еврейской внешности не сильно соответствует, да и фамилия по происхождению белорусская . Вопросов вроде бы и не должно возникнуть, однако место рождения министра, Сарны, было в начале ХХ века . Так что в данном случае бабушка сказала надвое в прямом смысле. Если у кого-то есть подтверждение или опровержение догадки, буду весьма признателен.

Пожалуй, ещё стоит развеять известное заблуждение - несмотря на многочисленные утверждения публицистов «черносотенного»™ направления, убитый весной 1918 в Петрограде большевицкий «трибун» Володарский никогда в совнарком РСФСР не входил (хотя ему приписывают вымышленный пост «наркома по делам печати, пропаганды и агитации»). Дело в том, что после прихода большевиков к власти на местах по примеру центра стали образовываться свои совнаркомы. И вот Володарский входил в совет комиссаров Союза коммун северных областей - там-то он и был комиссаром по делам печати, пропаганды и агитации. То есть это региональный «министр», не более.

Впрочем, фамилию «Володарский» вы всё же встретите в представленном списке - только не в начале, а совсем под конец. И неспроста: статистик - младший брат питерского «газетного диктатора». Вот как в жизни-то бывает:о)

Такое в Совдепе было положение с наркомами и министрами еврейской национальности. Как можно видеть, ничего прямо уж из ряда вон, всё вполне пристойно. Уж куда пристойнее, чем в суверенной, а затем независимой России, где за 21 год лишь 12 человек из этого народа входили в высший орган исполнительной власти. Так что к национальной политике нынешней власти нужно присмотреться повнимательнее! ;о)

З.Ы. Конечно, названными персонами представительство евреев на правительственном уровне не исчерпывается - были наркомы «из них» и в союзных республиках, но это уже требует отдельного специального погружения. Отдельного специального погружения требует и тема евреев-руководителей отраслевых главков иных наркоматов-гигантов - оные управления в массе своей к концу 30-х, в ходе сталиновского раздувания штатов, оформились как самостоятельные наркоматы. Список жильцов «Дома правительства» показывает, что на этом уровне представительство евреев было значительно ширше - примерно как с «органами» , список руководителей местных отделений которых в 20-30-е говорит, в общем-то, сам за себя. Но, опять-таки, надо отдельно заниматься.