Спасение ТР «Марина Раскова» эсминцами «Гремящий» и «Громкий. Гремящий — советский эсминец V уровня Гвардейский эскадренный миноносец гремящий

)

Если у "Беспокойного", "Безбоязненного" и "Бурного" . всё же есть какие-то (пусть и незначительные) шансы снова выйти в море, то последним четырём оставшимся во плоти эсминцам пр. 956 надеяться больше не на что. Они исключены из состава ВМФ , их экипажи расформированы (вместо них - вахты обхода или команды "отстоя") , флаги сданы на хранение во флотские музеи , а имена переданы другим кораблям или зарезервированы до лучших времён. Сейчас это - памятники последней эпохи безвременья в истории отечественного военного флота. Будем надеяться, что именно последней , а не крайней.

Глядя на это фото, верится, что для ВМФ РФ всё худшее уже позади, потому что хуже быть просто не может - 12-летний эсминец "Стойкий", затонувший 06.04.1999 у 1-го пирса в Фокино из-за расхищения забортной арматуры (из книги А. Павлова)


7. " Боевой "

Исключён из состава флота, находится в Фокино (1-й пирс) в ожидании утилизации. Самый старый из сохранившихся до сегодняшнего дня эсминцев пр. 956 (28 лет) - передан ВМФ 28.09.1986, флаг поднят 11.10.1986. . В августе 1995 г. завоевал приз главкома ВМФ за ракетную стрельбу в составе КУГ (с "Безбоязненным"). В следующем году "Боевой" снова взял приз в той же номинации, . несмотря на то, что часть его котлов вышла из строя . . В 1997 г. в "Дальзаводе" выполнили ремонт котлов . (Ю. Апальков), и тем не менее в 1998 г. в возрасте 11-12 лет корабль был выведен в резерв (ссылка 3 ).


"Боевой" (б/н 720) и "Безбоязненный" в Фокино, 02.07.2011 (фото от пытливый808 с forums . airbase . ru )

По имеющимся данным, с тех самых пор эсминец не покидал своей "вечной" стоянки у 1-го пирса в Фокино, а 01.12.2010 был исключён из состава флота (russianships . info ). "В связи с тем что корабль использовался (разбирался) как источник запчастей для однотипных эсминцев ТОФ" его техническая готовность по состоянию на 11.03.2013 оценивалась не более чем в 20% от "номинала" (ссылка 3). Факт активного использования "Боевого" в качестве ЗИП-донора подтверждается также сообщениями участников известного морского форума (ссылка 4 , ссылка 5 ).

8. " Гремящий " (б/н 404 )

Исключён из состава флота, . находится в Североморске (предположительно, у 5-го пирса) . в ожидании утилизации. . Кораблю 26 лет - передан ВМФ 30.12.1988, флаг поднят 14.01.1989, переименован в "Гремящий" незадолго до передачи флоту - 18.08.1988 (по данным А. Павлова - 14.09.1988), . до этого назывался " Ведущий ". . 23.04-27.10.1994 прошёл текущий ремонт в 35-м СРЗ с заменой трубок котлов . В период 03.1995-01.1996 периодически выходил в море. В сентябре 1996 г. по состоянию трёх котлов (из 4-х штатных) выход в море был запрещён.

28.03.1997 эсминец вывели из состава сил постоянной готовности в технический резерв 2-й категории в ожидании среднего ремонта, 15.06.1998 сократили экипаж. 18.12.2006 корабль исключили из состава флота (russianships . info ), хотя собирались сделать это ещё в июне 2005 г. (ссылка 6 ). 09.12.2007 наименование "Гремящий" передали однотипному "Безудержному" (ссылка 7 ), а приваренные буквы закрасили шаровой краской. Использовался в качестве "донора". . В 2013 г. корпус эсминца дал течь, по причине чего корабль пришлось отбуксировать в Мурманск (в 35-й СРЗ), . где был произведён аварийный ремонт по герметизации (конвертации) корпуса. 07.09.2013 бывший "Гремящий" вернули на место (ссылка 8 ).


Два бывших "Гремящих" (404 и 406) у одного пирса, Североморск, 10.07.2014 (фрагмент фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, 3250 пикс.)

9. " Гремящий " (б/н 406 )

Исключён из состава флота, находится в Североморске (у того же пирса, что и б/н 404) в ожидании утилизации. Кораблю 23 года - передан ВМФ 25.06.1991 под наименованием " Безудержный ", флаг поднят 12.07.1991, переименован 09.12.2007. 14.04.1997 выходил в море для комплексной проверки боеготовности (возможно, в последний раз). В мае 1998 г. выведен в технический резерв 2-й категории из-за необходимости докования, замены дизель-генераторов и трубок на всех котлах .

По имеющимся данным, 01.12.2012 эсминец был исключён из состава флота (ссылка 3), спуск флага (с последующей передачей на храненее в музей Атлантической эскадры) состоялся 01.05.2013 ( ссылка 9 ). Приведённые даты не слишком хорошо согласуются с тем фактом, что 01.02.2012 на Северной верфи был заложен корвет "Гремящий" пр. 20385 (ссылка 10 , ссылка 11 ), если не предположить, что с момента передачи имени до списания эсминец числился в составе ВМФ под прежним наименованием - "Безудержный" (по крайней мере, официально - согласно приказу главкома).

Так вышло, конечно, не по злому умыслу, но с именем "Гремящий" путаница получилась основательная. Рассказывают анекдот, как "в одном ведомстве люди, далёкие от ВМФ, впали в ступор, когда им принесли документы на утилизацию сразу двух "Гремящих" (ссылка 12 ). Тем временем, на "404-м" и "406-м", продолжающим украшать собой гавань Североморска, по праздникам по-прежнему поднимают флаги расцвечивания (ссылка 13 ), а в некоторых сообщениях пресс-службы Минобороны гвардейский эсминец "Гремящий" всё ещё числится в составе 43 дрк СФ (ссылка 14 ).

10. " Расторопный "

Исключён из состава флота, . находится в Военной гавани Кронштадта . в ожидании утилизации. . Кораблю 25 лет - передан ВМФ 30.12.1989, флаг поднят 23.03.1990. Последний выход в море состоялся , скорее всего, 20.08.1996 , когда из всех задач боевой подготовки была выполнена только артиллерийская стрельба, т. к. из-за плохого технического состояния котлов пришлось вернуться в базу (в дальнейшем выход в море запрещён). 31.12.1997 выведен в тенический резерв 2-й категории, 18.01.1998 выгружен боезапас.


"Расторопный" во время буксировки с Северной верфи в Кронштадт, 16.09.2014 (фото Алексея Акентьева vs kuleshovoleg , 2560 пикс.). Один из редких снимков эсминца пр. 956 с ангаром (укрытием для вертолёта) в рабочем (раздвинутом) положении

В начале ноября 2000 г. , совершив (на буксире?) межфлотский переход, корабль прибыл на Северную верфь (СПб) для прохождения среднего ремонта. Ремонтные работы начались через два-три месяца и продолжались в течение полугода, после чего были свёрнуты по причине прекращения финансирования. Иногородние офицеры "всеми правдами и неправдами пытались вырваться из завода обратно на Север... Экипаж вёл минимальные работы собственными силами" (ссылка 6 ). Из-за отсутствия средств ремонт был заморожен на долгие 14 лет (считая со дня прибытия).

По одним данным, эсминец был списан 08.08.2012 ( russianships . info ), по другим - давно поданные документы на списание на 29.05.2013 так и не были подписаны (ссылка 15 ). Надо полагать, что присутствие в акватории предприятия "постороннего" объекта и отсутствие денег на его ремонт с каждым годом всё больше раздражало руководство Северной верфи, что стало причиной судебной тяжбы между СВ и Министерством обороны (ссылка 16 ). В конце концов, проблема с "Расторопным" была решена - 16.09.2014 . корабль отбуксировали в Военную гавань Кронштадта. . Есть не вполне достоверная информация, что на 20.12.2014 с него уже демонтировали кормовую башню (ссылка 17 ).

Помимо прочего, использована информация с RussianShips . info ( ссылка 18 ), из книги А. Павлова "Эсминцы первого ранга" (Якутск, 2000) . и справочников Ю. Апалькова "Корабли ВМФ СССР", Том II , Часть I (СПб, 2003) и "Ударные корабли" (М., 2010).

Другие фото:

«Гремящий» - советский эсминец 5 уровня, быстро завоевавший любовь и признание участников бета-теста.

Отличная скорость в 38 узлов позволяет «жалить» противников торпедными ударами, а затем стремительно уходить из-под обстрела, отвечая на огонь залпами мощных 130-мм артиллерийских орудий.

Быстрый и смертоносный, «Гремящий» идеально подготовлен для диверсий во вражеском тылу.

«Гремящий» доступен в Премиум магазине игры в составе пакета «Неуловимый мститель». При покупке вы получите в подарок приглашение в закрытый бета-тест World of Warships. После окончания предзаказов «Гремящий» нельзя будет приобрести как минимум в течение года.

Особенности

  • «Гремящий» несёт на борту одни из самых мощных по меркам эсминцев орудий главного калибра. Огонь этих 130-мм пушек порой может доставитьнемало проблем даже вражеским линкорам, не говоря уже об эсминцах и крейсерах.
  • Главный калибр «Гремящего» отличается не только огромной мощью, но и большой дистанцией огня. По дальнобойности он оставляет позади многие эсминцы более высоких уровней.
  • Скорость вращения орудийных башен «Гремящего» относительно невысока. Вступив в артиллерийский бой, старайтесь удерживать противника на средней или дальней дистанции и активно пользоваться дымзавесой.

  • Довольно высокая дальность хода торпед в 8 км (при дистанции обнаружения корабля в 7 км) порадует любителей скрытной тактики игры. Но помните: скорость торпед не слишком высока, а потому каждую атаку стоит просчитывать на несколько шагов вперёд.
  • Благодаря хорошему торпедному вооружению «Гремящий» может отлично показать себя и в скрытных нападениях из засады, которые так любят почитатели американских эсминцев. Укрываясь за островами или прячась в клубах дыма, корабль до самого последнего момента может оставаться незамеченным, а затем отправить врага на дно единственным сокрушительным торпедным ударом.

Выводы

«Гремящий» - это золотая середина между американскими и японскими эсминцами. Он сочетает в себе сразу многие их достоинства: высокую скорость, хорошее торпедное вооружение и, конечно же, мощнейшую для эсминцев артиллерию.

Учитывая характеристики, лучше всего «Гремящий» покажет себя в схватках на средних дистанциях с резкими прорывами для торпедных атак и стремительным отступлением в клубах дымзавесы.

В истории полигона есть страницы, которые немногие авторы, рассказывавшие об истории Центрального полигона, по неясной причине делали весьма короткими. Это рассказ об участии в испытания кораблей и экипажей Краснознаменного Северного флота и Беломорской флотилии. Поэтому, в дополнении к циклу статей, хотелось бы привести весьма интересные воспоминания еще двух новоземельцев.

Они были опубликованы в 1999 году в сборнике "Частицы отданной жизни", вышедшем в издательстве "ИздАТ". Верится, что их рассказы, как и иные не менее интересные материалы этого сборника, заинтересуют новое поколение российских военных моряков, а также всех тех, кого интересует история Военно-Морского Флота России. К сожалению, за прошедшие 10 лет этот сборник увидели лишь немногие: только те, кто некогда служил на Новой Земле.

Но благодаря, подборке материалов, посвященных 55-летию одного из самых уникальных соединений ВС РФ, подготовленных и любезно предоставленных редакции журнала "Морской Сборник" вице-адмиралом В.Ярыгиным, сегодня мы можем рассказать и об этой незаслуженно обойденной странице истории Новоземельского полигона и о тех североморцах, о которых столь же незаслуженно забыли. А ведь без их участия испытания на Испытательном полигоне просто бы не состоялись. Это статья последнего командира гвардейского эскадренного миноносца "Гремящий" капитана 1 ранга в отставке А.Алферова и последнего командира БЧ-5 того же эсминца инженер-капитана 2 ранга в отставке М.Берковича. И, хотя, материал, названный авторами "Последние мили эсминца "Гремящий"" несколько сокращен, но сохраняется в том виде, как был опубликован в сборнике:

Окончание ремонта (ЭМ "Гремящий" - авт.) планировалось завершить в 1955 году. Однако в октябре 1954 года пришел приказ срочно свернуть ремонт и к декабрю 1954 года подготовить корабль к переходу в г. Северодвинск. Ремонт был завершен кое-как: не закончен ремонт главных масляных цистерн, плохо выполнена термоизоляция главных турбин. Положение на корабле осложнялось тем, что в 1954 году одновременно были демобилизованы матросы и старшины 1949 и 1950 годов призыва, и на смену им пришли молодые матросы из учебного отряда. Подготовка корабля к переходу проходила под контролем Штаба СФ. В середине декабря 1954 года гвардейский ЭМ "Гремящий" под командованием гвардии капитана 2 ранга Леонида Ивановича Чугунова в паре с ЭМ "Куйбышев" под командованием капитана 3 ранга Брагина вышли с рейда базы Североморск в Северодвинск. На переходе, из-за неисправности системы смазки валопривода, мы вынуждены были остановить вторую машину и далее двигались под одной первой машиной. Для уменьшения сопротивления движению корабля отсоединили вторую валолинию и установили ее на свободное вращение с упором на вспомогательный упорный подшипник. Это произошло примерно в районе Гремихи. Скорость хода уменьшили с 18 до 14 узлов. Температура в машинном отделении была более 60o. Вахту машинистам стоять было очень трудно. Смена вахты производилась каждый час. Питьевые бачки постоянно пополнялись подкисленной водой. Матросы и старшины были проинструктированы, как себя вести. Нес-мотря на принятые меры, у матроса Пашкевича произошло обезвоживание организма, и, только благодаря своевременной помощи корабельного врача, худшего не произошло. До Североморска добирались двое суток.

В 1955 году ЭМ "Гремящий" прошел ремонт, включая докование, на Северном машиностроительном предприятии (СМП). III-е котельное отделение и вспомогательные механизмы 1 машинного отделения были подготовлены к автономной работе без обслуживающего персонала, для чего в III-м котельном отделении была смонтирована соответствующая автоматика. Для дистанционной остановки III-го главного котла предусматривалось по радиосигналу срабатывание быстрозапорного клапана нефтяного насоса. К августу 1955 года ЭМ "Гремящий" был готов к выполнению специального задания.

В 1955 году была образована 241 бригада опытных кораблей (БОК) под командованием капитана 1 ранга Петра Акинфиевича Бертяшкина. В состав бригады вошли гвардейский ЭМ "Гремящий", ЭМ "Разъяренный" и многие другие надводные корабли и подводные лодки. ЭМ "Разъяренный" под командованием капитана 2 ранга Анри Викторовича Петерсона привлекался под флагом командующего Беломорской флотилией для доставки и охранения перевозок спецгрузов на Новую Землю. В сентябре 1955 года ЭМ "Гремящий" в составе 241 БОК перешел из Северодвинска в зону А (Новоземельского полигона -авт.). Началась подготовка к испытаниям.

ЭМ "Гремящий" был установлен на бочку согласно предусмотренной дислокации на морской акватории зоны А. На корабле была смонтирована регистрирующая аппаратура. В 1-ом машинном отделении были размещены животные. На верхней палубе разместили разного рода продовольствие и шкиперское имущество. Личный состав подготовил первое машинное отделение и третье котельное к работе в автономном режиме. На верхней палубе корабля был задействован макет системы водяной защиты (СВЗ). В сентябре 1955 года в день "Ч" мы ввели в действие 3-е котельное отделение и вспомогательные механизмы 1-го машинного отделения. Все люки и горловины корабля, кроме вентиляционных шахт 1 -го машинного и Ш-го котельного отделений, были задраены наглухо. Весь личный состав был эвакуирован с корабля и размещен в палатках на "Высоте" зоны А в 15 километрах от эпицентра взрыва. На следующий день после подводного атомного взрыва личный состав был возвращен на корабль. Видимых повреждений не было обнаружено, на верхней палубе отмечалось радиоактивное заражение. Но это было мнимое благополучие. Все животные, размещенные в 1-ом машинном отделении, погибли (думаю из-за высокой температуры в машинном отделении).

Аварийные команды произвели дезактивацию верхней палубы и надстроек. Участок палубы, защищенный пленкой воды (макет СВЗ), оказался чище относительно других мест. Началась подготовка корабля к переходу в Северодвинск. Личный состав проверял и готовил к переходу электромеханическую боевую часть и корабельные системы.

В конце октября 1955 года гвардейский эсминец "Гремящий" и эсминец "Куйбышев" вышли из зоны А в Северодвинск. Вот здесь и выявились невидимые повреждения. В результате воздействия ударной волны была нарушена плотность клепаного корпуса корабля, а в море эта неплотность еще увеличилась, и забортная вода начала просачиваться в нефтяные цистерны, что обнаружилось уже во время перехода. Вначале из-за обводненного мазута остановились первый и второй главные котлы, а затем и третий главный котел. Корабль остался без хода и лег в дрейф. Запустили аварийный дизель-генератор. Произошло это в районе мыса Канин Нос и острова Колгуев. Командир ЭМ "Гремящий" запросил у командира ЭМ "Куйбышев" 150-200 тонн мазута и получил согласие. С помощью электроперекачивающего насоса откачали воду из нефтяных цистерн под котлами. ЭМ "Куйбышев" пришвартовался к нашему борту и передал нам около 200 тонн мазута. Мы ввели в действие энергетическую установку и дали ход. Однако вскоре корабельный химик старшина 2 статьи Лень доложил мне о повышении солености воды в правом теплом ящике. Я приказал включить работу энергоустановки поэшелонно и доложил о случившемся командиру корабля. Мы остановили первую главную машину, сдренировали воду из правого теплого ящика. После вскрытия горловины теплого ящика при осмотре обнаружили разрыв обшивки борта площадью около 0,5 м2, примерно на уровне ватерлинии. Разрыв возник при перекачке мазута с ЭМ "Куйбышев", который верхней кромкой своего борта поддел привальный брус ЭМ "Гремящий" и надорвал борт корабля в районе теплого ящика. По приказу командира остановили вторую машину, и корабль вновь лег в дрейф. Перекачкой жидких грузов создали крен на левый борт, чтобы разрыв остался над водой. Когда температура в теплом ящике понизилась градусов до сорока, старшина котельной группы старшина 1 статьи Николай Прокопенко, влез в теплый ящик и приварил, предварительно подогнанную по месту "заплату", что обеспечило в дальнейшем нормальную работу энергоустановки и наше возвращение в Северодвинск.

В течение 1956 года и первой половины 1957 года ЭМ "Гремящий" находился у причалов небольшого судоремонтного завода "Звездочка" в отдалении от города Северодвинска на острове Ягры.

Несколько слов о бригаде опытных кораблей (в новом составе -авт.). Она была создана специально для обеспечения ядерных испытаний на Новой Земле. Информация о БОК почти отсутствовала, так как она базировалась в отдалении от Североморска. Личный состав проходил проверку на политическую надежность и давал подписку о неразглашении вопросов подготовки и проведения испытаний.

Основу бригады составляли отслужившие свой срок корабли, переведенные в разряд опытовых судов "ОС". Это ЭМ "Гремящий", "Разъяренный", "Грозный" (командиры А.И.Алферов, А.В.Петерсон, Ф.И.Попов). В ее состав также входили БТЩ "Павлин Виноградов", "Ульянцев" (командиры В.И.Воеводин, Г.А.Метц), БТЩ-19 (командиры В.Н.Ручко, С.Н.Кулигин) и ПЛ: С-19, С-20, С-81, С-84, Б-9, Б-20 (командиры И.В.Паргомон, Н.И.Петров, Г.С.Маж-ный, А.И.Евдокимов, И.С.Лучинский, А.Н.Степанов). На период испытаний с 30 июня по 21 октября 1957 года 241 БОК находилась в оперативном подчинении командира Новоземельского полигона.

Гвардейский эскадренный миноносец "Гремящий" был переименован в ОС-5. В составе 241 БОК ОС-5 пере-шел из Северодвинска в зону А.
В губе Черной каждому кораблю определили место якорной стоянки. ЭМ "Гремящий" стоял на бочках. С но-са и кормы корабля, кроме мощных тросов, были дополнительно заведены якорные цепи. ПЛ С-19 перед взрывом легла на грунт. Ее покладка и всплытие проводились без экипажа техническими средствами. Остальные лодки находились в надводном положении. После расстановки кораблей перешли к выполнению основной нашей задачи - подготовке кораблей к их испытанию поражающими факторами ядерного взрыва.

По плану - первый взрыв наземный (приводной), второй - подводный. Жизнь экипажа уже на первом этапе показала, что трудностей для выполнения задач, поставленных учением, куда больше, чем предполагалось раньше. Рейд не оборудован для обеспечения нормальной жизнедеятельности корабля. Экипаж "Гремящего" состоял из 5 офицеров и 80 старшин и матросов.

В подготовке корабля к ядерному взрыву принимала участие большая группа ученых и специалистов различ-ных профессий. У каждого были какие-то свои требования. Объем работ был настолько велик, что не хватало дня, несмотря на то, что полярный день длился 24 часа. Люди работали на пределе своих возможностей. Специалисты трудились над установкой и настройкой своей техники, приборов, датчиков, систем. Медики по всему кораблю распределяли животных.

По завершении основных работ всех перевели жить на берег в армейские палатки. Палаточный городок на-ходился на значительном расстоянии. Палатки именовались по названиям кораблей. Жизнь в палатках увеличила и без того немалые трудности по поддержанию необходимой готовности и живучести корабля.

Наконец, наступил тревожный, но долгожданный день ядерного взрыва. Место взрыва было выбрано на прибрежной полосе. На фоне береговой черты, безобидно просматривались черно-серая высокая башня, похожая на маяк. В ней размещалось "изделие". В целях безопасности людей вывели из палаточного городка и укрыли за сопку. Каждый был одет в химкомп-лект, имел противогаз и респиратор, затемненные стекла. Радиационный контроль осуществлялся службой полигона. Расстановка на первый взрыв была такой, чтобы корабли остались на плаву для второго взрыва. И вот прогремел взрыв. Аварийная партия, получившая индивидуальные дозиметры - "карандаши", отправляется на корабль. Вид и состояние корабля после взрыва был угнетающим: обгорелые борта и надстройки, снесенные легкие конструкции на верхней палубе, деформированный борт, участки палубы, повреждены двери и люки, труба главных котлов, полуживые и по-гибшие животные и зверюшки. Приступаем к дезактивации и ремонтно-восстановительным работам по обес-печению живучести корабля. Запустили в действие часть механизмов. Люди работали в химкомплектах по 6-7 ча-сов без приема пищи. Из-за радиационной обстановки принимать пищу на корабле было запрещено. Все пони-мали, что срок второго испытания зависит от окончания подготовки кораблей и научных подразделений к новому взрыву. В плане научных исследований "Гремящий" нес наибольшую нагрузку, так как был наиболее осна-щенным объектом. Готовимся к основному подводному атомному взрыву. И вот произведен взрыв.

Корабли на фоне огромной "водяной горы" казались крохотными коробочками. Водяной гигант поднялся, а затем стал медленно оседать, и все скрылось в тумане базисной волны. Когда видимость улучшилась, перед ззором предстала драматическая картина.

Рейд был почти пустым. Затонули ЭМ "Грозный", "Разъяренный", ПЛ С-84, С-20, Б-20, тральщик Т-218 и все мелкие суда и баржи. ЭМ "Гремящий" остался на плаву, но было видно, что он тонет. Корабль дымил и стоял с креном. В целях спасения научных данных, находившихся на нашем эсминце, на корабль высадились: командир корабля А.И.Алферов, помощник командира корабля С.А.Бакулин, заместитель командира по политчасти П.Ф.Парий, корабельный врач П.А.Доронов и 30 человек старшин и матросов во главе с командиром БЧ-5.

ОС-5 имел сильный крен, около 23 -радусов, на левый борт и дифферент на нос. Левый борт был почти у среза воды. На палубе местами была наледь. Судно медленно погружалось.

После осмотра помещений выяснилось, что часть носовых отсеков затоплены. Наполовину затопленными оказались второе машинное отделение и второе котельное отделение, куда вода продолжала прибывать. Запустить мотопомпу в первом машинном отделении нам не удалось. Аварийные партии оставались на судне, пока оно не оказалось на мели у восточного берега губы Черной. Материалы результатов испытаний были спасены и сняты соответствующими службами вместе с регистрирующей аппаратурой. После этого нас доставили на западный берег, а оттуда на пункт санитарно-химической обработки, где мы прошли санитарно-дезактивационную обработку и дозиметрический контроль".

За испытания на Новой Земле все офицеры "Гремящего" Указом Президиума Верховного Совета СССР были награждены орденом Красной Звезды, старшинский состав и матросы медалями Ушакова и Нахимова.

Публикацию подготовил капитан 1 ранга С.КОВАЛЕВ
"Морской сборник" 2009 г. №12

Веллерсхофом. С 19 мая по 1 июня 1989 года эсминец участвовал в учениях стран ОВД , находился в резерве, в ходе учений поразил 1 ракету-мишень. Спустя 1,5 месяца на тактических учениях обе мишени не были поражены .

17 июля 1989 года «Гремящий» посетил главнокомандующий ВМС Финляндии контр-адмирал Тикка Юхауг. В период с 20 по 25 июля 1989 года эсминец осуществил межфлотский переход из Балтийска в Североморск , перейдя в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры .

7 августа 1989 года корабль был включён в состав кораблей постоянной готовности первой линии, 23 августа корабль посетил с проверкой начальник штаба Инспекции Министерства обороны генерал-полковник Сычинский. По результатам года эсминец «Гремящий» получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу. 24 января 1990 года вышел на боевую службу в Средиземное море с эсминцем «Окрылённый », 5 марта совершал совместные манёвры и отрабатывал связь с итальянским фрегатом «Минерва». 26 апреля выполнил заход в Тартус (Сирия). В период с 25 июня по 1 июля нанёс визит в Гавану (Куба) , участвовал в совместных с ВМС Кубы военно-морских учениях. 3 июля «Гремящий» взял пробы воды и произвёл осмотр района в районе гибели ПЛ К-219 . 21 июля корабль прибыл в Североморск, пройдя за время боевой службы 24 000 морских миль за 176 ходовых суток. По результатам года эскадренный миноносец получил Приз главкома за артиллерийскую стрельбу .

С 26 по 31 августа 1991 года «Гремящий» в качестве флагманского корабля участвовал в акции «Дервиш», посвящённой памяти 50-летия первого северного конвоя. 23 сентября в составе КУГ выполнил призовую артиллерийскую стрельбу и учебную минную постановку на оценку «отлично»; 17 октября аналогично выполнил ракетную стрельбу ПКР «Москит». Совместно с эсминцем «Расторопный» .

Служба после 1991 года

25 марта 1992 года в течение 4,5 часов вытеснял из территориальных вод России американскую подводную лодку. В феврале 1993 года принимал участие в учениях под флагом адмирала И. В. Касатонова, с 6 по 11 апреля находился в море на зачётном учении по ПВО в составе КУГ (флагман - адмирал О. А. Ерофеев), выполнил на «отлично» совместные упражнения с эсминцами «Окрылённый» и «Безудержный». 15 апреля при прохождении инспекторской проверки эсминец выполнил стрельбу ЗАК АК-630 и РЭП (оценена на «отлично»), кораблю дана общая оценка «хорошо» .

16 мая 1993 года корабль опять вышел в море, под флагом вице-адмирала Ю. Г. Устименко посетил в период с 25 мая по 1 июня с официальным визитом Ливерпуль для празднования 50-летия Битвы за Атлантику . В Ливерпуле «Гремящий» посетили 46 000 англичан, в их числе первый лорд Адмиралтейства адмирал А. Уинфрид. По итогам года эсминец завоевал Приз Главнокомандующего ВМФ по артиллерийской подготовке. В 1994 году был признан лучшим кораблём ВМФ России по артподготовке .

С 23 апреля по 27 октября 1994 года проходил текущий ремонт на судоремонтном заводе № 35 в Росте (заменены трубки котлов). 12 января 1995 года «Гремящий» был помещён в ПД-50 на судоремонтном заводе № 82 в Росляково для выполнения доковых работ. Докование было завершено 11 марта этого же года. С марта 1995 по январь 1996 года корабль выполнял задачи боевой подготовки; был награждён Дипломом Президента России за участие в юбилейном параде к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне . В сентябре 1996 года из-за неудовлетворительного состояния трёх из четырёх котлов (1-го, 2-го и 4-го) эсминцу был запрещён выход в море. Из состава сил постоянной боевой готовности «Гремящий» был выведен 28 марта 1997 года с переведением в резерв второй категории. Сроки ремонта корабля истекли в декабре 1997 года. 16 февраля 1998 года переведён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры . 15 июня на «Гремящем» был сокращён штат . Списан в 2007 году.

В апреле 2016 года объявлен утилизационный тендер от Минобороны РФ .

В мае 2019 года на стоящем в Североморске эсминце произошёл пожар.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

Глава 194. Северное море. БПК «Свирепый». ЭМ пр.57бис «Гремящий». 11.10.1973 г.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: ЭМ пр.57бис «Гремящий» 545 (1973) КСФ ВМФ СССР. Командир корабля, капитан 3 ранга Карманов Николай Николаевич (1973-1975). Бортовой номер 639 (1983).

Чертёж-схема БПК «Жгучий» точно соответствует конструкции, оснащению и вооружению ЭМ пр.57бис «Гремящий».

В предыдущем:

Увы, непослушные руки матроса-сигнальщика и отсутствие у него моего опыта фотографирования во время качки, смазали изображение и теперь можно только догадаться о том, что за нашими счастливыми лицами с Мишкой, по крутой дуге поворачивает ЭМ «Гремящий» 545 Краснознамённого Северного флота ВМФ СССР.

Этот славный боевой корабль требует отдельного краткого рассказа о себе…

Восстанавливая справедливость и исполняя свой долг морского гостеприимства и дружбы, воспроизвожу ТТД (тактико-технические данные) и краткую историю достойного и славного боевого корабля эскадренного миноносца ЭМ пр.57бис «Гремящий» Краснознамённого Северного флота ВМФ СССР.

Этот корабль по-настоящему наш друг и товарищ, потому что он сменил нас в Северном море после изнуряющей БС (боевой службы) и как оказалось, ЭМ «Гремящий» сам возвращался домой на Северный флот после многомесячной БС (боевой службы) в Средиземном море.

Может быть, поэтому наша встреча в Северном море была такой краткой, «немногословной», усталой?..

Эсминец «Гремящий» был спущен на воду 30 апреля 1959 г., вступил в строй ВМФ СССР 30 июня 1960г. и 19 декабря 1960 г. вошёл в состав Краснознамённого Северного флота (КСФ). Этот корабль унаследовал «гвардейский Военно-морской флаг от одноименного эсминца проекта 7 «Гремящий».

20 января 1969 года ЭМ «Гремящий» был классифицирован как БПК (большой противолодочный корабль).

В 1970 году БПК «Гремящий» участвовал в учениях ВМФ СССР «Океан», после чего имел заход в порты Сьенфуэгос и Гавана (Куба).

С 5 по 10 сентября 1971 года БПК «Гремящий» вместе с ЭМ «Жгучий» под флагом командира 2 дивизии ПЛК контр-адмирала Е.И Волобуева были с официальным визитом в Осло (Норвегия).

С 21 по 26 сентября 1971 года БПК «Гремящий» и ЭМ «Жгучий» под флагом командира 2 дивизии ПЛО контр-адмирала Е.И Волобуева нанесли официальный визит в Роттердам (Голландия).

В 1971 и 1973 годах БПК «Гремящий» нёс боевую службу в Средиземном море у берегов Египта.

ЭМ «Гремящий» имел бортовые номера: 700 (1961), 035, 229 (57бис), 372 (57бис), 900 (пр.57А), 548 (1970), 545 (1972), 554 (1974), 549 (57А), 585, 596, 544, 535, 273, 298, 630 (57А), 410 (1979), 673 (1980), 639 (1983), 662, 647, 675.

Изначально ЭМ «Гремящий» был эскадренным миноносцем проекта 57-бис типа «Гневный». Его создали на Судостроительном заводе ССЗ им. Жданова в Ленинграде.

ЭМ «Гремящий» имеет: водоизмещение стандартное - 3500 т, полное - 4192 т.; длину - 138,9 м.; ширину - 14,84 м.; осадку - 4,47 м.; мощность ГЭУ (главной энергетической установки) - 85 000 л.с.; скорость хода максимальную - 38,5 узл.; экономичную скорость хода - 18,0 узл.; дальность плавания - 3 000 миль на 14 узлах и экипаж 290 человек (в том числе 20 офицеров).

ЭМ «Гемящий» вооружён: зенитная артиллерия - 4;4 ЗИФ-75; противолодочное вооружение - 2;16 РБУ-2500 «Смерч»; минно-торпедное вооружение - 2 ПТТА-53-57.

Эскадренные миноносцы проекта 57-бис типа «Гневный» (код НАТО – «Krupny») проходили модернизацию по проекту 57-А (код НАТО – «Kanin»), при этом их предназначение – нести и использовать в бою специально под них разработанный противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) КСЩ.

После модернизации по проекту 57-А ЭМ типа «Гневный» переводили в класс Больших противолодочных кораблей (БПК).

Проектом 57-Б или 57-бис к 30 декабря 1956 года были созданы чертежи для строительства специальных кораблей, предназначенных «в основном для уничтожения надводных кораблей (линкоров, крейсеров, эсминцев и крупных транспортов) и береговых объектов (при помощи комплекса ПКРК КСЩ) противника».

Главным оружием ЭМ «Гремящий» был универсальный зенитный ракетный комплекс (ЗРК) «Волна-М». Этот комплекс предназначен «для коллективной обороны корабельных соединений при отражении атак самолётов в ближней зоне и самообороны кораблей от противокорабельных ракет». Также комплекс ЗРК «Волна-М» способен поражать надводные корабли.

В состав комплекса ЗРК «Волна-М» входят:
- система управления;
- наводящаяся пусковая установка с одноярусной и двухъярусной барабанной или конвейерной системами хранения ракет;
- зенитная управляемая ракета;
- комплект береговых средств технического обслуживания.

Основные характеристики комплекса 1х2 ЗРК «Волна-М»:

Зона поражения: по дальности, от 3,5 до 24 км; по высоте от 10 до 18 000 м; по скорости цели – 600 м/с.;
количество одновременно обстреливаемых целей - 1 шт.;
время реакции на цель 16-18 с.;
количество ЗУР (ракет) – 32 шт.

Целеуказания для ЗРК «Волна-М» поступают от любых корабельных РЛС.

Четыре счетверённые 57-мм автомата ЗИФ-75 с двумя РЛС управления огнём «Фут-Б» установлены на ЭМ «Гремящий» «по ромбической схеме», что позволяло вести плотный огонь по низколетящим целям.

Резервной системой управления огнём артиллерии являлся установленный на носовой надстройке командно-дальномерный пост СВП-42-50 (без РЛС).

Торпедное вооружение ЭМ «Гремящий» было усилено трёхтрубными 533-мм торпедными аппаратами (ТА) ПТА-53-57.

Две реактивно-бомбометные установки РБУ-2500 «Смерч» были установлены перед носовым автоматом ЗИФ-75 по бортам.

В корме ЭМ «Гремящий» оборудована взлётно-посадочная площадка для вертолёта Ка-15. Для лётного и технического состава на корабле были отдельные жилые помещения.

ЭМ проекта 57-бис были первыми советскими боевыми кораблями, вооружёнными штатным вертолётным вооружением.

ЭМ «Гремящий» имел следующее радиолокационное вооружение:

Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Планшет-57»;
РЛС обнаружения надводных целей «Риф-1»;
РЛС общего обнаружения МР-310 «Ангара-М»;
гидроакустическая станция (ГАС) «Пегас-2»;
командно-дальномерные посты СВП-42-50;
РЭБ типа «Бизань-4» и «Краб-12»;
цепной охранитель от якорных контактных мин ЦОК-2-60;

В период всей своей боевой службы БПК или ЭМ «Гремящий» ходил под гвардейским Военно-морским флагом, унаследованным от эсминца проекта 57 «Гремящий».

Такой чести удостоены были очень немногие советские военные корабли…