Составить предложение с фразеологизмом проще пареной репы. "роль фразеологизмов в речи" Зачем нам фразеологизмы

Фразеологизмы- это интересно!!!

Авторы и участники проекта

Смирнова Поля, Романова Ксюша, учащиеся 4 класса

Тема исследования группы

Источники фразеологизмов

Проблемный вопрос (вопрос для исследования)

Почему бьют баклуши?

Гипотеза исследования

Если фразеологизм возник из словосочетания, то он был связан с реалиями быта, традициями и представлениями народа.

Цели исследования

1. выяснить значение фразеологизмов, источник их возникновения;

2. пополнить свой фразеологический запас.

План проведения исследования

1. изучу литературу по происхождению фразеологизмов;

2. найду в словаре фразеологизмы с устаревшими словами;

3. установлю их значение по словарям;

4. составлю список выражений, которые использую я.

Результаты исследования

Я узнал, что фразеологизмы как и слова могут быть искомыми и заимствованными. Большинство фразеологизмов возникли из свободных сочетаний слов. Мне стало известно, что "бить баклуши" было связанно с деятельностью человека.осиновый чурбан раскалывали на баклуши (чурки), то есть делали несложную работу. Позднее это выражение стало означать "бездельничать".

Вывод

Моя гипотеза подтвердилась, определить значение некоторых фразеологизмов помогло знание устаревших слов, обычаев народа.

Полезные ресурсы

1. В. А. Рыжов, Г. в. Рыжова "О происхождении и значении некоторых фразеологизмов"//rus://1september.ru;

2. М.И.Степанова "Школьный фразеологический словарь"- Феникс, 2008 г.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Актуальность реализованного проекта:

В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов сдают ГИА и ЕГЭ, в контрольно-измерительных материалах которых есть задания, требующие знания фразеологизмов. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют их употреблять в речи. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в нашу речь и обогатить её.

Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны фразеологизмы в языке?

Цель нашего проекта: проводя определённые исследования в области языкознания, изучать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи

Задачи проекта:

  • произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;
  • выяснить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;
  • составить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о фразеологических оборотах, изучить историю появления в языке фразеологизмов, на какие группы по происхождению делятся фразеологические единицы языка. Необходимо было также познакомиться со словарями фразеологизмов. В содержание проекта входило знакомство с синонимами, антонимами, омонимами фразеологизмов. Учиться употреблять фразеологизмы в своей речи можно только на примере русских народных сказок и произведений русских классиков, поэтому решено было обратиться к творчеству И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова. Чтобы получить объективную картину использования фразеологизмов в нашей речи, был проведён социологический опрос взрослых и ровесников. Все учащиеся принимали участие в создании иллюстрированного словаря фразеологизмов.

Для достижения цели мы использовали методы исследования, наблюдения, сравнения, социологического опроса, анализа, обобщения.

Этапы подготовки и реализации проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания

1 группа - исследовать данные науки о фразеологизмах; изучить источники фразеологизмов;

2 группа - социологический опрос учащихся, учителей, родителей;

3 группа - исследовательская работа; объект исследования: русские народные сказки, произведения И.А. Крылова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Носова;

4 группа - изучение словарей фразеологизмов; подбор фразеологизмов-синонимов, антонимов, омонимов.

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе, определение источников (найти в Интернете, спросить дома, воспользоваться энциклопедиями, хорошо подумать самому).

ЭТАП 2. Сбор и уточнение информации, анкетирование .

  1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации,
  2. Самостоятельная работа групп
  3. Консультации учителя.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

Консультации учителя.

ЭТАП 4. Оценка результатов (анализ выполнения проектных заданий)

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

ЭТАП 5. Проведение урока "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Итоги работы над проектом:

Учащиеся усвоили значение понятия "фразеологизм", познакомились с источниками фразеологизмов русского языка, с фразеологическими словарями.

  • Создали презентацию о фразеологизмах.
  • Составили словарь фразеологизмов и продолжаем над ним работать.
  • Работали с фразеологизмами-омонимами, синонимами, антонимами. разнообразие.
  • Узнали историю происхождения многих фразеологизмов.

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков "Фразеологизмы в рисунках"

Все участники проекта пришли к выводу: необходимо постоянно знакомиться с фразеологическими оборотами, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения фразеологизмов, формировать умения применять их в речевой ситуации; обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Ресурсы, задействованные для реализации проекта.

1. В.П. Жукова, А.В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: "Просвещение". 1983.

2. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. М.: Дрофа, 1995.

4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц. М.: Астрель: АСТ, 2008.

5. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. М.: Педагогика, 1984.

Цели:

  • подвести итоги исследовательской работы над проектом;
  • показать природу фразеологизмов и учиться на примере русских народных сказок и произведений русских писателей-классиков употреблять фразеологизмы в своей речи, представить источники происхождения фразеологизмов;
  • познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; представить свой иллюстрированный словарь фразеологизмов;

Ход урока

1. Слово учителя:

Мы представляем исследовательский проект "Роль фразеологизмов в нашей речи". Вставлять палки в колёса, водить за нос, кот наплакал... Как часто мы употребляем эти выражения в своей речи? Понимаем ли мы их значение?

"Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его... богатство", - писал великий русский критик В.Г. Белинский Поэтому мы решили узнать о фразеологизмах всё и включились в проект "Роль фразеологизмов в нашей речи".

Для работы над проектом мы создали рабочие группы. У каждой группы было своё задание.

2. Слово предоставляется учащимся 1 группы:

Исследуя разные информационные источники, мы познакомились с понятием "фразеологизм". Мы узнали, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Давайте сравним: на краю света (земли) - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т.д. Существуют фразеологизмы на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки.

Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти "фразесы", "идиоматизмы", "речения", то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Мы познакомились с источниками фразеологизмов:

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица );

2) старославянские (ищите и обрящете );

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту );

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку )

Большая часть фразеологизмов отражает глубоко народный, самобытный характер русского языка. Прямой (первоначальный) смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения "раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек и т.д.", т е. делать несложное, нетрудное дело.

Очень интересными нам показались фразеологизмы, пришедшие из мифов:

  • Авгиевы конюшни - сильно засорённое, загрязнённое или захламлённое помещение.
  • Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.
  • Ахиллесова пята - уязвимое место.
  • Дамоклов меч - нависшая, угрожающая опасность.
  • Двуликий Янус - двуличный человек.
  • Золотое руно - золото, богатство, которым стремятся овладеть.
  • Кануть в Лету - навсегда исчезнуть, быть забытым.
  • Олимпийское спокойствие - спокойствие, ничем невозмутимое.

Мы познакомились с фразеологизмами, пришедшими из Библии:

  • Внести свою лепту - про человека, который принял в каком-то деле своё посильное участие.
  • Глас вопиющего в пустыне - напрасные призывы, остающиеся без ответа.
  • Допотопные времена - доисторические времена.
  • Зарыть талант в землю - о человеке, не развивающем свои природные способности.
  • Манна небесная - неожиданная удача, чудесная помощь.

3. Слово предоставляется учащимся 2 группы:

Мы провели социологический опрос взрослых (родителей и педагогов школы) и детей. Респондентам были заданы такие вопросы:

4. Ваш любимый фразеологизм.

93% учителей знают, что такое фразеологизм, 7% не знают; 65 % родителей знают, а 35% - не знают, из детей - 83% знают, 17% не знают.

Чаще всего взрослые встречаются с фразеологизмами в сказках и устной разговорной речи, дети - в художественных произведениях и в баснях.

Из всего богатства фразеологизмов чаще всего в речи наших респондентов звучали фразеологизмы бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу.

Респонденты-взрослые впервые услышали фразеологические обороты в школе, респонденты-дети - в детском саду и в школе.

Среди респондентов-взрослых 58% не употребляют в своей речи фразеологизмы, хотя и знают их, среди детей не используют фразеологизмы в своей речи 44%.

Происхождение фразеологизмов оказалось для многих взрослых и детей неизвестным (83% и 78% соответственно), и только 17% взрослых назвали источником происхождения Библию и мифы и 22% детей назвали древнюю Русь.

Любимый фразеологизм учителей - ни свет ни заря, учеников - как с гуся вода, родителей - зарубить на носу.

4. Слово предоставляется учащимся 3 группы:

Нами была проведена определённая исследовательская работа, в результате которой мы узнали, употребляют ли наши писатели в своих произведениях фразеологизмы.

Для получения результата были исследованы басни И. А. Крылова. В них мы нашли 9 фразеологизмов:

- "Осёл и Соловей": на тысячу ладов, за тридевять земель

- "Тришкин кафтан": Тришкин кафтан;

- "Две собаки": ходить на задних лапах;

- "Обезьяна": мартышкин труд;

- "Кот и повар": а Васька слушает да ест;

- "Демьянова уха": Демьянова уха;

- "Белка": как белка в колесе;

- "Ларчик": а ларчик просто открывался;

- "Волк на псарне": и волчью вашу я давно натуру знаю;

В рассказах Николая Носова был найден 20 фразеологизмов:

  • бежать во всю прыть,
  • бить баклуши
  • броситься наутёк
  • в два счёта,
  • в трёх соснах заблудились,
  • взять на буксир
  • вывести на чистую воду,
  • глядеть во все глаза,
  • засучив рукава
  • и дело с концом.
  • как в воду глядел
  • как в воду опущенные,
  • как с луны свалился,
  • калачом не заманишь,
  • накостылять по шее
  • намылить шею
  • не видать, как своих ушей
  • ни жив ни мёртв,
  • пойти на край света
  • с ног валиться

Знакомясь со сказками Салтыкова-Щедрина и русскими народными сказками, мы нашли фразеологизмы.

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

фразеологизм Лексическое значение фразеологизма Название сказки
держать камень за пазухой таить злобу "Дикий помещик"
ни пяди не уступить нисколько не отдать "Дикий помещик"
стоять на своём добиваться выполнения своих требований "Дикий помещик"
некуда носу высунуть некуда выйти "Премудрый пескарь"
ума палата иметь много ума "Премудрый пескарь"
гляди в оба будь бдителен "Премудрый пескарь"
сон в руку вещий сон "Премудрый пескарь"
ступай за семь вёрст киселя хлебать отправляться далеко за чем-либо "Премудрый пескарь"
нам ко двору к месту "Карась-идеалист"
держи карман шире надеяться на что-либо, чего не может быть "Карась-идеалист"

Из народных сказок пришли фразеологизмы:

  • и я там был, мёд-пиво пил
  • избушка на курьих ножках
  • Кощей Бессмертный
  • Лиса Патрикеевна
  • ни в сказке сказать, ни пером описать
  • при царе Горохе
  • сказано - сделано,
  • сказка - ложь, да в ней намёк
  • сказка про белого бычка,
  • три дня и три ночи.

Такая исследовательская работа позволила нам сделать вывод: наши писатели очень часто употребляют в своих произведениях фразеологические обороты, которые помогают им ярко, образно дать характеристику герою, логично, последовательно изложить свои мысли, сделать речь насыщенной, эмоциональной, богатой. К чему и нам надо стремиться. А учиться нужно у наших классиков.

5. Слово предоставляется учащимся 4 группы:

Мы узнали, что существуют фразеологические словари, в которых представлены источники происхождения фразеологизмов, их значение. Авторы словарей: В.П. Жуков и А.В. Жукова "Школьный фразеологический словарь", А.И. Фёдоров "Фразеологический словарь русского литературного языка", А.И. Молотков "Фразеологический словарь русского языка", Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский "Учебный фразеологический словарь" и другие.

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы.

В словарях мы нашли примеры фразеологизмов-омонимов: Пустить петуха - означает фальшиво произвести мелодию. Пустить петуха - это поджечь что-то.

А вот примеры фразеологизмов-синонимов: Ума палата - семи пядей во лбу

  • Голова на плечах - светлая голова. Два сапога пара - одного поля ягоды.
  • Перековать мечи на орала - вложить меч в ножны.
  • И, наконец, примеры фразеологизмов-антонимов:

    • Хоть пруд пруди - кот наплакал.
    • Засучив рукава - спустя рукава.
    • Заварить кашу - расхлёбывать кашу.
    • Тяжёл на подъём - лёгок на подъём

    Просмотр презентации, подготовленной учащимися.

    У: А теперь подведем итоги нашей работы. Каков же результат нашей работы? Что мы нового узнали в ходе работы над проектом?

    Приложения

    Анкета.

    1. Знаете ли вы, что такое фразеологизм?

    2. Где вы чаще всего встречаете фразеологизмы?

    3. Приведите примеры фразеологизмов.

    4. Ваш любимый фразеологизм.

    5. Употребляете ли вы фразеологизмы в своей речи?

    6. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

    Опросный лист для учеников и учителей

    Вопр. № №1 №2 №3 №4 №5 №6
    1
    2
    3
    4
    5

    Опросный лист родителей, бабушек и дедушек.

    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Меня заинтересовала тема «Фразеологизмы» Я решила больше узнать об устойчивых сочетаниях, их значении, происхождении, появлении в русском языке. Решила исследовать фразеологизмы и попытаться понять, насколько часто встречаются они в речи, что они обозначают. Исходя из этого, у меня возникли вопросы: «Все ли ребята знают, что такое фразеологизмы? Существует ли фразеологизмы, которые употребляются чаще других? Знают ли ребята нашего класса значение фразеологизмов? Мне стало интересно, и я решила узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

    Актуальность темы обусловлена тем, что в повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологизмами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений. Перед выпускниками 9,11 классов при сдаче ОГЭ, ЭГЭ ставится задача: знать и понимать значение идиом, уметь употреблять фразеологизмы в речи.

    Цель моей работы: исследовать употребление фразеологизмов в речи, вызвать интерес у сверстников к использованию фразеологизмов в устной и письменной речи.

    Объект исследования: устная речь и материалы анкетирования учителей, учащихся.

    Предмет исследования : фразеологизмы.

    Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

      произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах;

      выяснить источники происхождения фразеологизмов;

      познакомиться с фразеологическими словарями русского языка;

      составить словарь «Узнай фразеологизм»

    Гипотеза: я предполагаю, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

    Методы исследования:

      изучение и анализ литературы;

      сбор информации;

      опрос - анкетирование;

      наблюдение;

      исследование.

    Проверка гипотезы: собрав информацию о фразеологизмах, проведя исследования и наблюдения, я составила словарь «Узнай фразеологизм». На мой взгляд, данный материал помогает изучить не только русский язык, но историю, традиции, обычаи русского и других народов.

    Краткий обзор используемой литературы и источников

    При написании данной работы были использованы научная и учебная методическая литература.

    В книге Л.А. Введенской, М.Т. Баранова «Русское слово»» содержатся теоретические сведения по курсу «Лексика и фразеология русского языка».

    В словари А.В. Жукова и В.П. Жукова включены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Все словарные статьи содержат яркий иллюстрированный материал, а некоторые снабжены историческими и этимологическими справками.

    В книге А.И. Молотова «Основы фразеологии русского языка» в доступной форме рассказывается о науке этимологии.

    М.И Степанов «Фразеологический словарь русского языка». Данный словарь включает фразеологизмы, которые употреблялись в текстах художественной литературы. Каждый фразеологизм имеет толкование, характеристику, информацию о происхождении.

    Был осуществлён просмотр словарей и произведена выборка фразеологизмов, общий объём которых составил 113 единиц.

    В результате исследования было доказано, что изучение фразеологизмов важно для познания самого языка. Фразеологизмы тесно связаны с лексикой, изучение идиом помогает познать их строение, образование и употребление в речи. В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним, что позволяет глубже понять историю и характер нашего народа.

    В результате исследования было выявлено, что

    В русских фразеологизмах отразились исторические события, выразилось народное отношение к ним;

    Знакомство с русской фразеологией позволяет глубже понять историю и характер нашего народа.

    Благодаря фразеологизмамнаш словарный запас становится богаче, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли;

    Изучение фразеологии важно для совершенствования речи человека, для повышения его речевой культуры.

    Практическая ценность проекта заключается в том, что собранные материалы по фразеологизмам, отражающим исторические процессы, могут использоваться при изучении темы «Лексика и фразеология», а также во внеурочной деятельности. Знание фразеологизмов, умение их находить в тексте даёт возможность учащимся подготовиться успешно к олимпиадам, а выпускникам 9,11 классов к выполнению определённых заданий ОГЭ, ЭГЭ.

    Глава I Теоретическая часть

    1.1.Определение и особенности фразеологизмов

    Что такое «фразеологизмы»?

    Чтобы ответить на этот вопрос, я рассмотрели несколько источников: словари, энциклопедии, интернет - порталы.

    Словарь С.И.Ожегова дает следующее определение: «Фразеологизм - устойчивое выражение с самостоятельным значением».

    В «Большой Советской Энциклопедии» (1969-1978 г) есть следующее определение этого понятия:

    Фразеологизм - фразеологическая единица, устойчивое сочетание слов, которое характеризуется постоянным лексическим составом, грамматическим строением и известным носителям данного языка значением (в большинстве случаев - переносно-образным), не выводимым из значения составляющих его компонентов. Это значение воспроизводится в речи в соответствии с исторически сложившимися нормами употребления.

    Таким образом , я выяснила, что фразеологизмы - это устойчивые сочетания, образующие смысловое единство и выполняющие функцию отдельного слова. Слова, составляющие фразеологизм, все вместе значат совсем не то, что они же значат по отдельности. В свободных словосочетаниях одно слово можно заменить другим, если оно подходит по смыслу (например: ем яблоко , ем конфету, учу уроки, сделал уроки). Фразеологизмы такой замены не допускают. Никому не придет в голову вместо «кот наплакал» сказать «кошка наплакала», вместо «раскинуть умом» - «разбросить умом» или «раскинуть головой».

    1.2. Употребление и происхождение фразеологизмов

    Фразеологизмы, используемые в современном языке, имеют различное происхождение. Одни возникли в далёком прошлом, другие созданы в последние десятилетия.

    По своему происхождению фразеологизмы можно разделить на следующие группы:

    Группы фразеологизмов

    Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

    На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, бить челом, чин чином.

    Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

    Бить баклуши, попасть впросак, разделать под орех, играть первую скрипку, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту.

    Выражения, сошедшие со страниц художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

    Медвежья услуга, блоху подковать, как белка в колесе, демьянова уха, на деревню дедушке, сражаться с ветряными мельницами.

    Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

    Хлеб насущный, блудный сын, нести свой крест, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

    Фразеологизмы библейского происхождения.

    Святая святых, божиею милостию, манна небесная, посыпать пеплом голову.

    Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

    Яблоко раздора, ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, золотая середина.

    Заимствованные фразеологизмы из других языков (перевод иностранных выражений).

    Не в своей тарелке, ставить точки над и, синий чулок, буря в стакане воды, потерпеть фиаско, воздушные замки.

    Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями - терминами науки.

    Привести к общему знаменателю, звезда первой величины, цепная реакция.

    1.3. Источники фразеологизмов

    Все фразеологизмы русского языка по происхождению можно разделить на две группы: 1) русского происхождения; 2) заимствованные из других языков.

    Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и верованиями древних славян. Ярким примером таких фразеологизмов являются следующие устойчивые сочетания: за пояс заткнуть, где раки зимуют, калачом не заманишь.

    Устное народное творчество также является одним из источников появления фразеологизмов. Вот примеры фразеологизмов из русских народных сказок: битый небитого везет, Кощей Бессмертный . Существуют устойчивые выражения, образованные от пословиц: гоняться за двумя зайцами - от пословицы «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»; без царя в голове («несерьезный человек») от пословицы: «Свой ум - царь в голове».

    Происхождение некоторых фразеологизмов связано с русскими древними ремеслами. Так, например, от столяров ведут начало фразеологизмы: без сучка, без задоринки, снять стружку . От сапожников -два сапога пара , сделаны на одну колодку .

    Достаточно много фразеологизмов пришло к нам из басен И.А.Крылова. Вот некоторые из них: слона-то я и не приметил (И. Крылов) - «не заметить главного»; мартышкин труд (И. Крылов) - «напрасный, суетливый труд»;

    В русской фразеологии есть немалое количество фразеологизмов, которые пришли к нам из других языков. В основном, это выражения, связанные с греческой мифологией: например выражение авгиевы конюшни , имеющее значение «запущенное помещение или трудно устранимый беспорядок», связано с мифом о Геракле, который очистил огромные конюшни царя Авгия.

    Таким образом , рассмотрев пути происхождения устойчивых выражений, я пришла к следующим выводам:

    Фразеологизмы издавна использовались в речи людей;

    Происхождение фразеологизмов связано с традициями, обычаями, ремеслами русских людей;

    Многие фразеологизмы пришли в нашу речь из устного народного творчества, литературных произведений, греческой мифологии.

    С конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями: крылатые выражения, афоризмы,

    идиомы, пословицы и поговорки.

    М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания « российскими пословиями», «фразесами», «идиотизмами» предлагая включить их в словарь.

    Глава II. Практическая часть

    2.1.Результаты анкетирования на тему «Фразеологизмы в нашей речи»

    После изучения теоретической части, было очень интересно узнать знакомо ли ученикам нашей школы и родителям понятие «фразеологизм», какие фразеологизмы они знают, используют ли их в речи. Мною были разработаны анкеты для учащихся школы и родителей (Приложение 1 Анкета ).

    Цель анкетирования: выяснить, знают ли что такое фразеологизмы, часто ли их используют в повседневной речи.

    В анкетировании приняли участие 10 учащихся и 5 родителей. Всего опрошенных 15 человек.

    Итак, я получила следующие результаты:

    Диаграмма 1

    На вопрос: «Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?»

    ответили: -«да» - 7 уч-ся (53%);

    -«нет» - 8 уч-ся (47%).

    На вопрос: «Где чаще всего встречаются фразеологизмы?»

    Приведите примеры фразеологизмов , ответили:

    Взрослые: в сказках, в пословицах;

    Дети: в прозе, баснях

    Все привели примеры: клевать носом, бить баклуши, разбиться в лепёшку, зарубить на носу

    На вопрос: Откуда пришли фразеологизмы?

    Взрослые: большинство не знают; из Библии, мифов;

    Дети: большинство не знают, из Древней Руси

    Диаграмма 2

    Объясните значения следующих выражений:

    Диаграмма 3

    На вопрос: «Используете ли вы фразеологизмы в своей речи»

    ответили: -«да» - 8 уч-ся (53%);

    -«нет» - 3 уч-ся (20%).

    - «редко»-4 уч-ся(27%)

    Дополнительно я провела анкетирование шести жителей деревни Лопухинка от 17- 52 лет, предложив им ответить на вопросы анкеты.

    Я получила следующие результаты:

      Знаете ли вы что такое фразеологизм? - знают все

      Где чаще всего встречаются фразеологизмы?

    В разговорной речи -5 чел,

    в книгах-1 чел.

      Приведите примеры фразеологизмов: зарубить на носу, делать из мухи слона, око за око, знать на зубок, ни пуха ни пера …

      Откуда пришли к нам фразеологизмы? - из сказок, из мифов, из Библии

      Употребляете ли вы в своей речи?- употребляют все.

    Таким образом, я выяснила, что большинство участников анкетирования знают фразеологизмы и используют их в своей речи (диаграмма 1).

    В то же время анкетирование показало, что есть ребята, которым не знакомо понятие «фразеологизм», часть учеников не могут их назвать или знают очень мало устойчивых сочетаний слов и, как следствие, не используют их в речи. (диаграмма 2, 3 ).

    Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что школьникам необходим словарь фразеологизмов и наглядный материал для обогащения своей речи более яркими, образными, эмоциональными выражениями.

    2.2.Создание фразеологического словаря и тематических буклетов.

    Я решила создать свой словарь фразеологизмов.(Приложение 2) В этом словаре разъясняются значения фразеологизмов, также будут добавлены историко-этимологические сведения о происхождении фразеологизмов и к части из них дан иллюстративный материал. Для создания словаря было отобрано 26 фразеологизмов наиболее часто встречающихся в повседневной жизни. Презентация словаря была предложена ребятам для ознакомления и дальнейшего использования в работе.

    После изучения словаря, я провела игру «Узнай фразеологизм».

    Все ребята справились с заданием и смогли правильно соединить фразеологизм с его значением. После того как ребята изучили словарь их речь стала более яркой и выразительной, ребята стали употреблять фразеологизмы в своей речи.

    Заключение

    Рассмотрев данную тему и изучив соответствующую литературу, я:

      Выяснила, что такое фразеологизмы .

      Узнала, что фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, но система фразеологизмов не является раз и навсегда неизменяемой, новые фразеологизмы неизбежно появляются в современной речи

      Узнала, что источники фразеологических оборотов различны.

      Употребление фразеологизмов обогащает и оживляет нашу речь.

      Узнала, употребляют ли фразеологизмы в своей речи учащиеся нашей школы и их родители, жители деревни Лопухинка.

    В дальнейшем я продолжу изучать литературу по данной теме и обращать внимание на особенности русского языка, продолжу работу над составлением второй части словарика. Считаю, что собранные материалы по данной теме могут быть с успехом использованы на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности.

    Цель исследовательской работы: исследовать употребление фразеологизмов в речи, вызвать интерес у сверстников к использованию фразеологизмов в устной и письменной речи, достигнута.

    Вывод : необходимо постоянно пополнять свой словарный запас, учиться употреблять фразеологизмы в своей речи; необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных

    Красивая правильная речь — несомненное достоинство, как взрослых, так и детей. Человек, знающий фразеологию родного языка, умеющий ею пользоваться, обычно легко излагает мысли, за словом в карман не лезет .

    Список используемой литературы

    1. Введенская Л.А,. Баранов М.Т Русское слово.- М.: Просвещение, 2003.- 384с.

    2. Жуков А.В. Лексико - фразеологический словарь русского языка.- М.:Эксмо, 2009. -361с.

    3. Жуков А.В., Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. -М.: Просвещение, 2003. -167с.

    4.Мемерович А.М. Фразеологизмы в русской речи: словарь. -М АСТ,2005.-213 с.

    5. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка.- СПБ.: Наука, 2006. -248 с.

    6. Степанов М.И. Фразеологический словарь русского языка-СПБ.: Виктория плюс, 2003.-608 с.

    Приложение 1

    Анкета Использование фразеологизмов

    Друзья!

    Просим Вас ответить на вопросы анкеты для проведения исследовательской работы, посвященной фразеологизмам

    1. Знаете ли вы что такое фразеологизм?

    2. Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

    3. Где чаще всего встречаются фразеологизмы?

    _________________________________________

    4. Приведите примеры, используемых Вами фразеологизмов. (если используете)

    ________________________________________________________________________________

    5. Откуда пришли к нам фразеологизмы?

    __________________________________________________________

    6. Объясните значение следующих фразеологизмов:

    Прикусить язык- _________________________________________

    Кот наплакал-___________________________________________

    Бить челом-______________________________________________________

    Сесть в калошу-__________________________________________________

    Коту под хвост-_______________________________________________________

    Бить челом- ______________________________________________________

    Приложение 2

    Материал для создания словаря

    «УЗНАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»

    В словаре будут представлены картинки фразеологизмов, а на обратной стороне листа - материал о том, что означает данный фразеологизм.

    Как курица лапой - писать или рисовать неразборчиво, непонятно и некрасиво. Если пронаблюдать за курами и за тем, какие следы лапками они оставляют на земле, то можно заметить, что они складываются в замысловатые узоры. «После четырёх лет художественной школы я по-прежнему рисую как курица лапой».

    Работать спустя рукава небрежное, безответственное отношение к труду, желание сделать всё тяп-ляп, неаккуратно, с ленцой, то есть «спустя рукава». Небрежные, ленивые люди спустя рукава читают, пишут, учатся, относятся к своим обязанностям, шьют, строят, руководят - словом, выполняют любую работу.

    Белая ворона

    Начнем с очевидного. Вороны обычно черные, иногда черные с серым, но ни в коем случае не белые. Альбиносы - это вообще редко встречающееся явление. Отсюда белая ворона (значение фразеологизма см. далее) - это объект, сильно выделяющийся из общего ряда. Это не просто количественное отличие, а природная внутренняя черта чего-то, что создает совершенно иное представление о положении вещей. Туманная формулировка. Примеры помогут нам ее прояснить.

    Кот в мешке означает приобрести что-то за глаза, не зная ничего о недостатках или достоинствах покупки.

    Зарубить на носу запомнить крепко-накрепко, раз и навсе-гда.

    Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают сделать зарубку на собствен-ном лице. Напрасный страх. Слово нос тут вовсе не означает орган обоняния, а всего лишь памятную дощечку, бирку для записей. В древ-ности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

    Крокодиловы слёзы

    С древнейших времен у многих народов существует поверье, что крокодил плачет, когда поедает свою жертву. И создается впечатление, что он плачет от жалости к тому, кого сейчас поедает. Поскольку «этого не может быть, потому, что не может быть никогда», то выражение крокодиловы слёзы (или лить крокодиловы слёзы) в переносном смысле означает лицемерно выказывать сожаление своей жертве, лицемерно переживать, выказывать притворное соболезнование.

    На самом деле у крокодила под глазами расположены железы, через которые из организма выводятся излишки соли, что внешне очень напоминает слёзы. Кстати, наши человеческие слёзы тоже частично выполняют функцию вывода солей - попробуйте ваши слёзы на язык - они солёные.

    Дело в шляпе

    Несколько столетий назад, когда почты в теперешнем ее виде не су-ществовало, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. По проезжим дорогам бродило тогда немало разбойников, и сумка с па-кетом могла привлечь внимание грабителей. Поэтому важные бу-маги, или, как их раньше называли, дела, зашивали под подклад-ку шляпы или шапки. Отсюда и возникло выражение — «дело в шля-пе ».Данный фразеологизм означает то, что все хорошо, все в порядке. Об успешном завершении, исходе чего-либо

    Держать быка за рога

    Выполнять какое-то дело твердо, решительно и последовательно.

      Точить лясы

      На Волге издавна славились семеновские балясники. Из осиновых плах выделывали они фигурные балясины для украшения перил, балконных поручней, оконных рам.Работа эта считалась сравнительно легкой и несерьезной: это вам не дом ставить.Балясники точили балясы (или лясы ) и пели, вели бойкий шутливый разговор.

      Фразеологизм «точить лясы» означает: разговаривать, болтать.

      Лезть на рожон

      В Древней Руси рожон — «заостренный с одного конца кол, шест, рогатина». Смельчаки-охот-ники шли на медведя с выставленным перед собой колом. Напоров-шись на рожон, зверь погибал.

      Отсюда появилась поговорка лезть на рожон. Смысл её: «нарываться» по своей воле на крупные неприятности».

    Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред. Фразеологизм восходит к басне И. А. Крылова "Пустынник и медведь", рассказывающей о дружбе пустынника с медведем. Однажды пустынник лег спать, а медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и убил им муху на лбу у друга.

    Гоголем ходить

      Гоголь — это дикая утка. По берегу он ходит важно, вперевалочку, выпя-тив грудь вперед и гордо откинув назад голову. О человеке, который ходит важно, шествует, говорят, что он ходит гоголем.

    Самые известные фразеологизмы русского языка

    • Авгиевы конюшни
    • Разгреби сначала эти авгиевы конюшни, а там и гулять пойдешь.

      Значение . Захламленное, загрязненное место, где все в полном беспорядке.

      Происхождение . Жил в древней Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней держал.он в своих конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую крышу заросли навозом.

      На службу к Авгию был послан Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.

      Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он направил в ворота конюшен воды реки, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.

      Греки воспели этот подвиг наряду с другими одиннадцатью, а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.

    • Аршин проглотить
    • Стоит, словно аршин проглотил.

      Значение . Держаться неестественно прямо.

      Происхождение . Турецкое слово «аршин», означающее меру длины в один локоть, давно уже стало русским. До самой революции русские купцы и мастеровые постоянно пользовались аршинами - деревянными и металлическими линейками длиной в семьдесят один сантиметр. Представьте себе, как должен выглядеть человек, проглотивший такую линейку, и вы поймете, почему это выражение применяется по отношению к чопорным и надменным людям.

    • Белены объесться
    • В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, возмущенный бесстыдной жадностью своей старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась?»

      Значение . Вести себя вздорно, злобно, как сумасшедший.

      Происхождение . В деревне на задворках и свалках вы можете встретить высокие кусты с грязно-желтоватыми, в лиловых прожилках цветками и неприятным запахом. Это и есть белена - очень ядовитое растение. Ее семена напоминают мак, но тот, кто их съест, становится похож на безумного: бредит, буйствует, а нередко и умирает.

    • Водить за нос
    • Умнейший человек, не раз и не два водил противника за нос.

      Значение . Обманывать, вводить в заблуждение, обещать и не выполнять обещанного.

      Происхождение . Выражение было связано с ярмарочным развлечением. Цыгане водили медведей на показ за продетое в нос кольцо. И заставляли их, бедняг, делать разные фокусы, обманывая обещанием подачки.

    • Волосы дыбом
    • Его охватил ужас: глаза выкатились, волосы дыбом.

      Значение . Так говорят, когда человек очень испугался.

      Происхождение . «Стоять дыбом» - это стоять навытяжку, на кончиках пальцев. То есть, когда человек пугается, у него волосы словно на цыпочках на голове стоят.

    • Вот где собака зарыта!
    • Ах, вот оно что! Теперь понятно, где собака зарыта.

      Значение . Вот в чем дело, именно в этом истинная причина.

      Происхождение . Существует рассказ: австрийский воин Сигизмунд Алътенштейг все походы и битвы провел вместе со своей любимой собакой. Однажды, во время путешествия по Нидерландам, собака даже спасла от гибели своего хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий - до начала XIX века.

      Позже собачий памятник мог быть разыскан туристами лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка «Вот где собака зарыта!», имеющая ныне смысл: «нашел, что искал», «докопался до сути».

      Но есть более древний и не менее вероятный источник дошедшей до нас поговорки. Когда греки решили дать персидскому царю Ксерксу сражение на море, они заранее посадили на суда стариков, женщин и детей и переправили их на остров Саламин.

      Рассказывают, что собака, принадлежавшая Ксантиппу, отцу Перикла, не пожелала расстаться со своим хозяином, прыгнула в море и вплавь, вслед за судном, добралась до Саламина. Изнемогшая от усталости, она тут же издохла.

      По свидетельству историка древности Плутарха, этой собаке поставили на берегу моря киносему - собачий памятник, который очень долго показывали любопытным.

      Некоторые немецкие лингвисты полагают, что это выражение создано кладоискателями, которые из страха перед нечистой силой, якобы сторожащей каждый клад, не решались прямо упоминать о цели своих поисков и условно стали говорить о черной собаке, подразумевая иод этим черта и клад.

      Таким образом, согласно этой версии, выражение «вот где собака зарыта» означало: «вот где клад зарыт».

    • Всыпать по первое число
    • За такие дела им, конечно, следует всыпать по первое число!

      Значение . Сурово наказать, отругать кого-либо

      Происхождение . Уж что-что, а это-то выражение вам знакомо... И откуда оно только свалилось на вашу несчастную голову! Не поверите, но... из старой школы, где учеников пороли каждую неделю, независимо от того, прав или виноват. И если наставник переусердствует, то такой порки хватало надолго, вплоть до первого числа следующего месяца.

    Втирать очки

      Не верьте, это вам очки втирают!

      Значение . Обманывать кого-либо, представляя дело в искаженном, неправильном, но выгодном для говорящего свете.

      Происхождение . Речь не идет об очках, которые служат для исправления зрения. Есть другое значение слова «очки»: красные и черные знаки на игральных картах. С тех пор как существуют карты, были на свете и нечестные игроки, шулера. Они, чтобы обмануть партнера, пускались на всякие фокусы. Умели они, между прочим, незаметно «втирать очки» - превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, на ходу, во время игры, вклеивая «очко» или замазывая его особым белым порошком. Понятно, что «втирать очки» стало означать «обжуливать», отсюда родились особые слова: «очковтирательство», «очковтиратель» - ловкач, который умеет приукрасить свою работу, плохое выдать за очень хорошее.

    Гол как сокол

      Кто мне доброе слово молвит? Ведь я кругом сирота. Гол как сокол.

      Значение . Очень бедный, нищий.

      Происхождение . Многие думают, что речь идет о птице. Но она-то не бедная и не богатая. На самом деле «сокол» - старинное военное стенобитное орудие. Это была совершенно гладкая («голая») чугунная болванка, закрепленная на цепях. Ничего лишнего!

    • Голая правда
    • Вот таково положение дел, голая правда без прикрас.

      Значение . Правда как она есть, без обиняков.

      Происхождение . Это выражение латинское: Nuda Veritas [нуда веритас]. Оно взято из 24-й оды римского поэта Горация (65 - 8 до н. э.). Античные скульпторы аллегорически изображали истину (правду) в виде обнаженной женщины, что должно было символизировать подлинное положение вещей без умолчания и прикрас.

    • Горе луковое
    • Да умеешь ли ты суп варить, горе луковое.

      Значение . Недотепа, незадачливый человек.

      Происхождение . Едкие летучие вещества, в изобилии содержащиеся в луковице, раздражающе действуют на глаза, и хозяйка, покуда крошит лук для своей стряпни, льет слезы, хотя горя нет ни малейшего. Любопытно, что слезы, вызванные действием раздражающих веществ, по химическому составу отличаются от искренних слез. В слезах фальшивых больше белка (это и неудивительно, ведь такие слезы призваны нейтрализовать едкие вещества, попавшие в глаз), поэтому фальшивые слезы слегка мутноватые. Впрочем, этот факт всякий человек знает интуитивно: мутным слезам веры нет. И горем луковым называют не горе, а неприятность преходящую. Чаще всего полушутливо, полуогорченно обращаются к ребенку, который опять что-то учудил.

    • Довести до белого каления
    • Мерзкий тип, доводит меня до белого каления.

      Значение . Разозлить до предела, довести до бешенства.

      Происхождение . Когда металл нагревают при ковке, он в зависимости от температуры светится по-разному: сначала красным светом, потом желтым и, наконец, ослепительно белым. При более высокой температуре металл расплавится и закипит. Выражение из речи кузнецов.

    • Дым коромыслом
    • В корчме дым стоял коромыслом: песни, пляски, крик, драка.

      Значение . Шум, гам, беспорядок, суматоха.

      Происхождение . В старой Руси избы часто топили по-черному: дым уходил не через печную трубу, а через специальное окошко или дверь. И по форме дыма предсказывали погоду. Идет дым столбом - будет ясно, волоком - к туману, дождю, коромыслом - к ветру, непогоде, а то и буре.

    • Зарубить на носу
    • И заруби это себе на носу: обмануть меня тебе не удастся!

      Значение . Запомнить крепко-накрепко, раз навсегда.

      Происхождение . Слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как это ни странно, оно значит «памятная дощечка», «бирка для записей». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие палочки и дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Эти бирки и звались носами.

    Фразеологизмами называют устойчивые выражения. Их отбирали столетиями, как наиболее яркие или запоминающиеся. По свойствам фразеологизмы абсолютно не похожи на обычные словосочетания. В таких устойчивых выражениях слова напрямую зависят одно от другого. Их нельзя переставлять на другое место или дополнять произвольными словами. Можно подумать, что фразеологизмы направлены на то, чтобы ограничить творческие возможности языка, но это не так. Они делают общение проще, поскольку позволяют заменить многословное предложение одной емкой фразой.

    Чтобы научиться передавать эмоции, чувства и переживания, можно использовать онлайн словарь фразеологизмов , в котором вы сможете найти всевозможные меткие высказывания для ежедневного использования. Фразеологизмы широко используют в публицистическом, художественном и разговорном стиле. Всевозможные поговорки, пословицы, фразы из фильмов и книг - это все фразеологизмы.

    Именно поэтому словарь этих выражений постоянно пополняется новыми фразами. В нем вы найдете толкование выражений, их сферу употребления и эмоциональную характеристику. К каждому фразеологизму дается историческая справка о его возникновении. Также приводятся литературные или речевые примеры, которые помогают правильно его употребить. Обычно в словаре фразеологизмы расположены по алфавиту главных слов.

    Правильное употребление фразеологизмов, а также их понимание при чтении литературы, - это показатель того, что вы хорошо владеете языком. Поэтому можно понять тот интерес к фразеологизмам, который проявляют не только русские, а иностранные учащиеся, которые имеют элементарные знания русского языка.

    ЮЖНО – УРАЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ДЛЯ МОЛОДЁЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ – СОЗВЕЗДИЕ – НТТМ»

    ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОЛОВНОЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ ЦЕНТР НТТМ

    « ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ХХI ВЕКА»

    Лисогор Степан Анатольевич

    г. Челябинск, гимназия № 80, класс 1 2

    Руководитель:

    Бегма Юлия Константиновна

    учитель начальных классов

    Теоретическая часть

      Актуальность 3

    2 Основная часть

    2.1. Что такое фразеология и фразеологизмы 4

    2.2. Для чего нужны фразеологизмы 5

    2.3. Где используются фразеологизмы 6

    2.4. Происхождение фразеологизмов 6

    2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела 7

    3. Заключение 10

    4 Анализ литературы 11

    Практическая часть

    1. Задания для констатирующего эксперимента I

    2. Выявление уровня знания фразеологизмов II

    3. Выявление уровня понимания значений фразеологизмов IV

    4.Вывод V

    5. Приложение (данные опроса) А

    1. Актуальность

    Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту и ко времени.

    "Хромое слово - хромая речь" - гласит русская пословица.

    Чтобы речь не была "хромой", надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

    Выразительность речи – необходимое качество общей гуманитарной культуры. В прошлом в России она вырабатывалась в процессе обучения и высоко ценились. Великий русский писатель Антон Павлович Чехов в своей заметке о красноречии «Хорошая новость» писал: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно считать таким же неприличием, как не уметь читать и писать…» Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. «Цветами красноречия» был усыпан путь ко всякой карьере».

    Для того чтобы речь была выразительной, используют различные языковые средства, среди которых следует обратить особое внимание на фразеологизмы. Если вы хотите, чтобы окружающие слушали вас с интересом, как говорят затаив дыхание, то употребляйте в своей речи меткие, краткие и образные выражения – фразеологизмы.

    Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Например: на краю земли - далеко; намылить шею - проучить, наказать; пешком ходит под стол - маленький; зуб на зуб не попадает - замёрз; зарубить на носу - запомнить; как в воду глядеть - предвидеть и т. д.

    Фразеологизмы очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Они - живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше узнать язык, лучше им пользоваться. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

    Изучение фразеологии достаточно актуально. Знание фразеологизмов способствуют ясности и образности мысли, точности речи, пониманию читаемых произведений художественной литературы, свободному общению на данном языке.

    Цели работы:

    1. Дать определение понятию фразеологизмы, изучить особенности фразеологических сочетаний и их происхождение.

    2. Изучить значение фразеологизмов, связанных с частями тела человека

    3. Выявление уровня знаний и понимания значения фразеологизмов у учащихся 1 класса.

    2.1.Что такое фразеология и фразеологизмы.

    Само слово “фразеология” произошло от греческих слов “фразис” – выражение и “логос” – учение, т.е. фразеология – э то наука, изучающая устойчивые выражения.

    – Приходилось ли вам “садиться в калошу”? “Вешать нос”? “Терять голову”? “Проглотить язык”? Знаете ли вы человека, которому “медведь наступил на ухо”? Бывали ли вы “не в своей тарелке”? Писал ли кто из вас “как курица лапой”?Можете ли вы « взять себя в руки»?

    Рассмотрим эти выражения:

    Они состоят из нескольких слов.Живут-поживают слова-детали, ими пользуются в отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы.

    Например: слова – проглотил, язык и фразеологизм проглотил язык.

    ВЫВОД: Фразеологизмы - это сочетания слов.

    Если бы в русском языке нам были известны только слова, мы бы так определили значение выражения сесть в калошу: «принять сидячее положение в низкой резиновой обуви …» Так на самом деле не бывает, поэтому и вызывают смех, улыбку. И с этим определением мы действительно бы сели в калошу, т.е. «потерпев неудачу, оказались в неловком, смешном положении ».

    ВЫВОД: Фразеологизмы употребляются в переносном значении.

    Если поменять слова в каждом сочетании?

    Например: фразеологизм « Как в воду глядел», поменяем слова местами

    « В воду как глядел», «Глядел как на воду». Фраза теряет смысл.

    ВЫВОД: Слова во фразеологизме поменять местами или изменить нельзя – значение фразы становиться непонятным.

    Используя промежуточные выводы, можно сделать общий вывод, что же такое фразеологизмы или фразеологические обороты?

    ВЫВОД:

    Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, значения которых употреблены в переносном смысле. Слова во фразеологизмах нельзя изменить, нельзя поменять местами, иначе изменится смысл всего выражения.

    Слова теряют свою самостоятельность. Фразеологический оборот равен по значению одному слову, в речи используется в том виде, в котором закрепился в языке.

    Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Фразеологизмы отражают длительный процесс развития культуры народа, передают от поколения к поколению культурные установки и правила. Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации.

    2.2. Для чего нужны фразеологизмы.

    Если заменить фразеологизмы в тексте на сходные по значению слова.

    Фразеологизмы делают текст интересным и выразительным.

    Фразеологизмы украшают нашу речь, показывают богатство любого языка.

    Помогают раскрыть характер и образ героя.

    Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы.

    За тридевять земель, на краю света, у черта на куличках. Все эти выражения имеют одно значение – очень далеко. Это фразеологизмы синонимы.

    Фразеологизмы антонимы, имеют противоположные значения:

    спустя рукава - засучив рукава, тяжёл на подъем – лёгок на подъём.

    Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи особую выразительность, меткость и образность.

    2.3. Где используются фразеологизмы.

    Фразеологизмы обогащают язык: делают речь яркой, образной, меткой. Например, о человеке, который оказался в нелепом положении, говорят, что он «попал впросак». Это звучит гораздо образнее и выразительнее, чем долго и подробно описывать, как он оказался в неудобном положении по своей наивности или незнанию.

    Поэтому фразеологизмы используются и в разговорном, и в художественном, и в публицистическом стилях речи..

    -разговорный стиль (в бытовой речи)

    Например: Набились, как сельди в бочку. Так можно сказать в переполненной маршрутке.

    - художественный стиль (в книгах)

    Например: Басня И.А. Крылова «Лисица и Сурок». « Нет, Кумушка, я видывал частенько, что рыльце у тебя в пуху» (причастность к неблаговидным событиям).

    -публицистический стиль (в газетах)

    Фразеологизмы широко применяются в газетных статьях, используются для заголовков статей т.к. являются яркими выразительными средствами, привлекающими внимание читателя.

    Например: «Море по колено». Речь в статье идет о моде на резиновые сапоги. Смысл– все нипочем в резиновых сапогах.

    2.4. Происхождение фразеологизмов.

    С точки зрения происхождения фразеологизмы могут быть исконно русскими, заимствованными.

    Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке или досталось русскому языку от языка предков. Первоначальный смысл многих фразеологизмов связан с историей нашей Родины, с некоторыми обычаями предков, их работой. Так, выражение бить баклуши (бездельничать) возникло на основе прямого значения “раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек. Это была самая легкая и простая работа и т.д.

    Вносят свой вклад и исторические события - например: « Мамаево побоище» - (полнейший беспорядок разгром), закрепилось в память о победе над ханом Мамаем и началом освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

    Заимствованные пришли в русский язык извне.

    Они могут быть старославянского происхождения (из книг Священного писания): например: «Заблудшая овечка» - человек, сбившийся с правильного жизненного пути; « Не хлебом единым» - человеку следует интересоваться не только материальными благами, но и духовной жизнью.

    Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии, например: « Ахиллесова пята» (уязвимое место человека) Ахилл - любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали вражеские стрелы. У него было лишь одно слабое место – пятка. «Авгиевы конюшни», которые чистил Геракл (очень загрязненное помещение), и многие другие.

    Из иностранных языков, образованные путем перевода иноязычного оборота либо употребляющиеся без перевода: поставить точки над " i "(из французского).

    2.5. Значение фразеологизмов, связанных с частями тела.

    В своей работе я хочу остановиться на изучении значения фразеологизмов связанных с частями тела человека. Они наиболее часто встречаются в повседневной жизни их правильное понимание и употребление поможет нам не попасть впросак.