Социальное пособие по уходу за вторым ребенком. Рождение второго ребенка в отпуске по уходу за первым Расчет пособия по уходу за 2 ребенком

Пособие по уходу за детьми назначается женщине по завершении послеродового отпуска и выплачивается до полутора лет ребенка. Право взять «детский» отпуск и получать пособие также имеют отец и иные родственники, осуществляющие за малышом реальный уход, если за них уплачиваются страхвзносы в ФСС. Как рассчитать отпуск по уходу за ребенком в 2018 году, расскажем в этой статье.

Назначение «детского» пособия

Работодатель назначает пособие, получив заявление на отпуск по уходу и выплату пособия до 1,5 лет. В течение 10 календарных дней пособие должно быть назначено, а в ближайший день зарплаты производится первая выплата.

«Детское» пособие выплачивается из средств ФСС. Удержание НДФЛ и начисление страхвзносов на сумму пособия не производится.

Если мать ребенка вернется на работу до завершения отпуска, выплата «детского» пособия ей прекратится, но при неполной занятости выплата пособия матери продолжится.

Период для расчета пособия по уходу за ребенком 2018

В 2018 г. для начисления пособия принимаются выплаты, облагавшиеся «соцстраховскими» взносами на случай материнства и болезни в 2016 – 2017 годах. Причем, эти доходы ограничены следующими пределами:

  • за 2016 г. – 718 000 руб.,
  • за 2017 г. – 755 000 руб.

Двухлетний период, принимаемый для расчета, включает 730 дней (731 – если год високосный), за минусом пришедшихся на это время дней больничных и декретного отпуска (п. 3 и 3.1 ст. 14 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Если на расчетный период пришлось время декретного отпуска, женщина вправе попросить о замене лет, когда «декретные» годы заменяются на ближайшие более ранние. В 2018 г. такими годами могут быть 2014 и 2015, соответственно, для расчета применяются действовавшие тогда лимиты дохода:

  • 624 000 руб. в 2014 году,
  • 670 000 руб. в 2015 году.

Важное условие: применить замену лет можно исключительно по заявлению женщины, если это изменит размер «детского» пособия в сторону увеличения (п. 1 ст. 14 закона № 255-ФЗ).

Как рассчитывается пособие до 1,5 лет в 2018 году

Для работающих размер пособия в будущем году останется прежним: 40% от среднего заработка того, кто берет «детский» отпуск. Пособия ухаживающим за несколькими детьми, назначаются на каждого ребенка, в сумме не превышая 100% среднего заработка (ст. 11.2, ст. 15 закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Порядок расчета пособия:

  • Сначала определяется среднедневной заработок:
  • Потом вычисляется сумма ежемесячного пособия:

В 2018 году максимальный размер «детского» пособия будет составлять:

(718 000 руб. + 755 000 руб.) / 730 дней х 30,4 х 40% = 24 536,57 руб. в месяц.

Это означает, что даже если в результате расчета выплат по уходу за ребенком, их размер окажется больше, пособие назначается в сумме не выше 24 536,57 руб.

Неработающим матерям, и тем, чей средний заработок ниже официального размера МРОТ, пособие начисляется в минимальном размере.

Согласно ч. 1 ст. 15 закона № 81-ФЗ, минимальное пособие равно 1500 руб. на первого, 3000 руб. – на второго и последующих детей. Ежегодно эти суммы индексируются Правительством и составляют не менее 40% от действующего МРОТ.

В связи с очередным увеличением МРОТ, минимальное пособие, назначаемое с 01.01.2018 г. и позднее, должно составлять 3795,60 руб. (9489 руб. х 40%) на первенца и 6131,37 по уходу за последующими детьми. Там, где действуют региональные коэффициенты, их следует применять и при начислении минимального «детского» пособия.

Пример расчета «детского» пособия до 1,5 лет

У сотрудницы Лисицыной отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет начинается в январе 2018 г. Ее доход, облагаемый взносами на соцстрахование, в 2016 г. составлял – 695 000 руб., в 2017 г. – 468 000 руб. В 2016 году Лисицына 10 дней провела на больничном, а в 2017 – 125 дней в до- и послеродовом отпуске. Замена лет не применялась, поскольку в предыдущих годах женщина не работала.

Сначала рассчитаем среднедневной заработок сотрудницы. Поскольку 2016 год был високосным, для расчета применим 731 день:

(695 000 руб. + 468 000 руб.) / (731 дн. – 10 дн. – 125 дн.) = 1 163 000 руб. / 596 дн.= 1951,34 руб.

Пособие Лисицыной на ребенка составляет 40% от ее средней зарплаты:

1951,34 руб. х 30,4 дн. х 40% = 23 728,29 руб. в месяц.

Полученный результат максимального пособия не превышает, НДФЛ с него не удерживается, значит, Лисицына будет получать 23 728,29 руб. ежемесячно до полуторагодовалого возраста ребенка.

Рождение ребёнка неизменно ведёт к немалым финансовым затратам. И родителям не всегда удаётся покрыть эти расходы самостоятельно, в особенности при рождении второго малыша. В таких случаях государство готово помочь своим гражданам. Какие же выплаты положены при рождении второго ребенка в 2019 году?

Пособие по беременности и родам

Размер данной выплаты напрямую зависит от категории будущей матери. Учитываются такие моменты:

  1. Женщины, ушедшие в декрет с места постоянной работы, где они официально трудоустроены, получают выплату в размере 100% от средней заработной платы за два предшествующих года. Если же заработная плата мамы не превышала минимальный показатель, то в качестве основы для расчётов будет взята минимальная зарплата, регулируемая законодательством на момент беременности. С 01.01.2019 года эта цифра равна 11 280 рублям. С заявлением на получение данной выплаты обращаются в отдел кадров предприятия, где работает мама. Начисляется пособие в течении ближайших 10 рабочих дней.
  2. В официальном статусе безработной, будут получать компенсацию лишь в минимальном размере — 628,47 рублей, а с 01.02 2019 г — 655,49 рублей. Заявление на получение выплат подаётся в социальную службу по месту приписки.
  3. Если будущая мама является студенткой, то она также имеет право получать данный тип компенсации. Ей нужно обратиться в деканат своего учреждения.

Важно! Для получения компенсации мамам, как официально трудоустроенным, так и не работающим, в обязательном порядке нужно предоставить больничный, который выдаёт наблюдающий врач гинеколог.

Единовременное пособие при рождении ребёнка

Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет

Мать второго ребёнка обладает правом на получение ежемесячной помощи до момента, когда малышу исполнится 1,5 года.

Ключевые аспекты здесь следующие:

  1. Мамы, официально трудящиеся до ухода в декретный отпуск, будут получать сумму в размере 40% от показателя средней доходности за прошедшие 2 года. Минимальная сумма компенсации не может превысить величину МРОТ и равняется 6 284,65 рублям, а с 01.02.2019 — 6 554,89 рублей. Предельная сумма такой помощи составляет 26 152,27 рублей. Для получения нужно предоставить в отдел кадров заявку об уходе в декрет до достижения малышом возраста 1,5 года. Дополнительно нужно приложить заявку на получение помощи и справку о том, что второй родитель ещё не получал таких выплат.
  2. Мамы, ушедшие в декрет при или после ликвидации организации, также будут получать компенсацию в размере 40% от их предыдущего среднемесячного заработка. Для оформления нужно обращаться в местное отделение ФСС. При этом сумма помощи будет несколько меньшей – не больше 12 569,33 руб. Документация подаётся та же, что и в пункте №1.
  3. Женщины, не трудящиеся официально и военнослужащие, также могут претендовать на данный тип материальной помощи. Для этого им необходимо обратиться в местную социальную службу. Эти же правила касаются и мам-студенток. Порядок получения пособия тот же.

Важно! Право на оформление данного типа пособий имеет каждый родственник малыша, который осуществляет уход за ним или же оформил документы на его опеку.

Путинские выплаты

С 2018 года введено новое пособие или вторым ребенком, уровень дохода в которых на каждого члена семьи не превышает размер 1,5 кратного прожиточного минимума, нормируемого для взрослого человека в данном регионе во втором квартале года, предшествующего году обращения. Однако выплата при этом будет производиться исходя из величины прожиточного минимума на ребенка. Источником выплаты на второго ребенка являются средства поэтому удобнее всего будет оформлять их вместе. Пособие назначается на один год, после чего, на оставшиеся пол года необходимо подавать новый комплект документов.

Материнский капитал

Помощь от губернатора

Кроме программ федерального назначения РФ практикует предназначенные для матерей второго или . Получают данный тип выплат в местной службе соцзащиты.

  1. Родители из столицы возрастом до 30 лет получат на второго малыша сумму из семи прожиточных минимумов – около 121 000 рублей.
  2. Мамам из Санкт-Петербурга гарантирована сумма 28 700 рублей.
  3. Матери из Владимирской области будут получать намного меньше – 3 300 руб.
  4. Волгоградская область – размер помощи равен 18 380 рублей.
  5. Калужская область – наименьший размер помощи: всего лишь 2 200 рублей.

Подобные программы действуют также в Воронежской, Калининградской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Пензенской, Сахалинской области, Ханты-Мансийском автономном округе.

С 1 января 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий выплаты на первого и второго ребенка в семье. Эти выплаты уже успели получить неофициальное название «путинские пособия», поскольку об их введение с 2018 года объявил Президент России В. Путин. Кто имеет право на получение новых ежемесячных выплат на ребенка? Куда и какие документы сдавать? Будут ли обязаны работодатели выплачивать новые пособия на детей? Учитываются доходы семьи при решении вопроса о назначении новых выплат на первого и второго ребенка? Давайте разбираться.

Привычные пособия на детей в 2018 году

Существуют, так называемые, базовые «детские» пособия, связанные с рождением ребенка. С 1 февраля 2018 они будут проиндексированы на коэффициент 1,025 Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 № 74 “Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2018 году”). Приведем таблицу с размерами детских пособий с 1 февраля в 2018 года.

Перечисленные виды детский пособий финансируются за счет средств ФСС. Однако за их назначением сотрудники могут обращаться к своим работодателям.

Две новые выплаты на детей с 2018 года

28 ноября 2017 года В. Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей предложил ввести с 2018 года совершенно новые ежемесячные выплаты молодым семьям. В этих целях был принят Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», предусматривающий две новые «детские» выплаты: на первого и второго ребенка.

Таким образом, при рождении первого ребенка выплата будет финансироваться из государственного бюджета. А на второго ребенка ежемесячные выплаты можно будет получать из своего же материнского капитала. Выплаты будут возможны до достижении ребенком полутора (1,5) лет.

Принципиальный вопрос состоял в том, продлят ли материнский капитал после 2018 года? Ответ на этот вопрос Владимир Путин дал в ноябре 2017 года – материнский капитал будет продлен до 31 декабря 2021 года.

В 2018 году размер материнского (семейного) капитала останется на прежнем уровне и составит 453 026,0 рубля . С 2018 года некоторые семьи смогут получать деньги из материнского капитала в виде ежемесячных выплат на второго ребенка. А материнский капитал, соответственно, будет уменьшаться.

Размер новых выплат на детей

Размер ежемесячной выплаты будет приравнен размеру прожиточного минимума для детей, установленному в субъекте РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением выплат. Таким образом, если обратиться за пособием в 2018 году, то размер ежемесячной выплаты будет равен прожиточному минимуму за 2 квартал 2017 года в конкретном субъекте РФ.

Средний общероссийский размер ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка составит:

В 2018 году 10 523 р.
В 2019 году 10 836 р.
В 2020 году 11 143 р.

Однако, повторимся, что точный размер выплаты зависит от конкретного региона и может отличаться от средних общероссийских значений. Приведем таблицу точных размеров ежемесячной выплаты на первого и второго ребенка в 2018 году с разбивкой по регионам.

Размер регионального прожиточного минимума на ребенка за 2 квартал 2017 года

Название субъекта федерации (региона) Размер ПМ на ребенка за 2 квартал 2017 года, руб. Каким документом устанавливается (номер Постановления Правительства)
Чукотский автономный округ 22222 24.07.2017 г. № 292
Ненецкий автономный округ 21973 20.07.2017 г. № 233-п
Камчатский край 21124 25.07.2017 г. № 301-П
Магаданская область 19073 19.07.2017 г. № 142-п
Республика Саха (Якутия) 17023 28.08.2017 г. № 289
15897 10.08.2017 г. № 805-П
Мурманская область 15048 01.08.2017 г. № 387-ПП
Сахалинская область 14734 04.08.2017 г. № 360
г.ф.з. Москва 14252 12.09.2017 г. № 663-ПП
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 13958 28.07.2017 г. № 288-п
Приморский край 13553 31.07.2017 г. № 307-па
Хабаровский край 13386 10.08.2017 г. № 91
Еврейская автономная область 13327,12 17.07.2017 г. № 68-ОД
Республика Кабардино-Балкария 12778 19.09.2017 г. № 170-ПП
Республика Коми 12487 20.07.2017 г. № 395
Красноярский край 12020 18.07.2017 г. № 403-п
Амурская область 11979 04.09.2017 г. № 188
Республика Карелия 11978 17.08.2017 г. № 282-П
Архангельская область 11734 27.07.2017 г. № 288-пп
Новосибирская область 11545 14.07.2017 г. № 138
Московская область 11522 27.09.2017 г. № 806/34
Забайкальский край 11362,79 07.08.2017 г. № 322
Томская область 11251 31.07.2017 г. № 174-р
г.ф.з. Севастополь 10935 17.08.2017 г. № 597-ПП
Тюменская область 10832 31.07.2017 г. № 382-п
Вологодская область 10732 14.08.2017 г. № 722
Псковская область 10652 02.08.2017 г. № 324
Тверская область 10625 25.08.2017 г. № 261-пп
Ростовская область 10501 26.07.2017 г. № 520
Республика Крым 10487 18.08.2017 г. № 414
Иркутская область 10390 28.07.2017 г. № 495-пп
Астраханская область 10382 25.07.2017 г. № 251-П
г.ф.з. Санкт-Петербург 10367,9 17.08.2017 г. № 693
Республика Тыва 10347 11.08.2017 г. № 360
Пермский край 10289 29.08.2017 г. № 756-п
Республика Бурятия 10270 16.08.2017 г. № 405
Челябинская область 10221 26.07.2017 г. № 148
Курганская область 10217 25.07.2017 г. № 249
Свердловская область 10210 14.03.2017 г. № 152-ПП
Смоленская область 10201 13.07.2017 г. № 470
Новгородская область 10176 14.07.2017 г. № 213-рг
Калининградская область 10138 18.08.2017 г. № 439
Ивановская область 9999 18.07.2017 г. № 137-уг
Самарская область 9967 26.07.2017 г. № 491
Республика Алтай 9954 24.07.2017 г. № 173
Кемеровская область 9857 18.07.2017 г. № 377
Краснодарский край 9845 31.07.2017 г. № 1096
Ульяновская область 9818 25.08.2017 г. № 415-П
Республика Хакасия 9811 14.08.2017 г. № 412
Республика Дагестан 9774 14.08.2017 г. № 174
Владимирская область 9752 02.08.2017 г. № 625
Брянская область 9677 24.07.2017 г. № 338-п
Волгоградская область 9664 08.08.2017 г. № 414-п
Кировская область 9662 24.08.2017 г. № 417-П
Чеченская Республика 9650 05.09.2017 г. № 195
Республика Марий Эл 9645 21.07.2017 г. № 305
Нижегородская область 9612 24.07.2017 г. № 547
Костромская область 9566 07.08.2017 г. № 294-а
Ярославская область 9547 14.07.2017 г. № 238
Калужская область 9487 29.08.2017 г. № 479
Пензенская область 9470 01.08.2017 г. № 367-пП
Алтайский край 9434 08.09.2017 г. № 335
Орловская область 9429 21.07.2017 г. № 298
Республика Карачаево-Черкессия 9428 12.09.2017 г. № 238
Республика Северная Осетия - Алания 9372 15.08.2017 г. № 314
Республика Адыгея 9325 02.08.2017 г. № 133
Омская область 9323 06.09.2017 г. № 251-п
Ленинградская область 9259 10.08.2017 г. № 322
Тульская область 9256 31.07.2017 г. № 325
Республика Ингушетия 9241 07.09.2017 г. № 137
Рязанская область 9215 26.07.2017 г. № 174
Саратовская область 9159 21.08.2017 г. № 428-П
Ставропольский край 9123 07.08.2017 г. № 313-п
Липецкая область 9078 13.07.2017 г. № 339
Курская область 8993 10.07.2017 г. № 548-па
Республика Удмуртия 8964 23.08.2017 г. № 361
Оренбургская область 8958 11.08.2017 г. № 589-п
Республика Калмыкия 8944 21.08.2017 г. № 284
Республика Чувашия 8910 24.08.2017 г. № 325
Республика Башкортостан 8892 28.08.2017 г. № 391
Республика Мордовия 8714 20.07.2017 г. № 417
Тамбовская область 8634 21.07.2017 г. № 696
Республика Татарстан 8490 28.07.2017 г. № 524
Воронежская область 8428 25.07.2017 г. № 588
Белгородская область 8247 24.07.2017 г. № 286-пп

Кто будет заниматься назначением и выплатой новых пособий

Если семья после 1 января 2018 года будет претендовать по получение новых пособий на детей, то обращаться за их назначением потребуется:

  • за выплатой на первого ребенка – в районное управление социальной защиты населения (РУСЗН) по месту жительства заявителя;
  • за выплатой на второго ребенка – территориальное подразделение Пенсионного фонда (УПФР) по месту жительства заявителя.

Если же родится двойня, то нужно будет придерживаться такого же принципа – подавать два разных комплекта документа в РУСЗН и УПФР соответственно. При этом имейте в вижу, что документы можно подавать через МФЦ. Это прямо закреплено в законе.

Но зачем так сделали? Для чего предусмотрели два разных ведомства для назначения «детских»? Дело в том, что материнским капиталом занимаются именно подразделения ПФР. Следовательно, чтобы расходовать средства материнского капитала на второго ребенка нужно обращаться именно в УПФР.

Документы для получения выплаты на второго ребенка можно подать в УПФР одновременно с документами на получение сертификата на материнский капитал (п.7 ст. 2 Закона).

Кто сможет получить выплаты: условия

Для получения права на оформление новых выплат на детей необходимо соблюдение нескольких условий:

Условие
Родители (или усыновители) являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории Российской Федерации.
Первый или второй ребенок должен родиться или быть усыновлен после 1 января 2018 года. Если дети родились или были усыновлены раньше (например, в декабре 2017 года), то выплата не полагается.
В семье должны быть низкие доходы, не превышающие за последние 12 месяцев в расчете на одного члена семьи 1,5 прожиточных минимума, установленных в регионе для работающих граждан.
Дети не должны находиться на полном государственном обеспечении.
Граждане (родители или усыновители) не должны быть лишены родительских прав либо ограничены в родительских правах.

Таким образом, можно предположить, что 2 основных критерия, которым должны будут соответствовать большинство российских семей, это:

  • рождение детей после 1 января 2018 года;
  • отсутствие доходов, превышающих 1,5 прожиточных минимума установленных в регионе для работающих граждан.

Выплаты на детей с 1 января 2018 года будут являться целевыми. Решение в отношении каждой семьи будут приниматься индивидуально после изучения информации о доходах.

Как будут оценивать финансовое положение семьи

Чтобы получить право на выплаты (на первого или второго ребенка) размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения субъекта РФ за второй квартал года, предшествующего году обращения. Это закреплено в пункте 2 статьи 1 Закона.

Среднедушевой доход семьи представляет собой полученных доход на определенный период времени без учета налогов, который приходится на одного члена семьи.

Приведем таблицу со значениями прожиточного минимума за 2 квартал 2017 года с разбивкой по регионам. В этой таблице мы в столбце «Среднедушевой доход семьи в 2018 году» мы приводится максимальную сумму дохода, до достижения которой можно получить право на ежемесячные выплаты на детей.

Субъект П/М работающих
за 2 квартал 2017 г.
Среднедушевой доход семьи
Белгородская область 8989 13483.5
Брянская область 10615 15922.5
Владимирская область 10616 15924
Воронежская область 9292 13938
Ивановская область 10896 16344
Калужская область 10390 15585
Костромская область 10581 15871.5
Курская область 9725 14587.5
Липецкая область 9580 14370
Московская область 13146 19719
Орловская область 10161 15241.5
Рязанская область 10139 15208.5
Смоленская область 11178 16767
Тамбовская область 9433 14149.5
Тверская область 11037.7 16556.55
Тульская область 10120 15180
Ярославская область 10429 15643.5
г. Москва 18742 28113
Республика Карелия 13932 20898
Республика Коми 13276 19914
Архангельская область 13022 19533
Вологодская область 11907 17860.5
Калининградская область 11361 17041.5
Ленинградская область 10047 15070.5
Мурманская область 15185 22777.5
Новгородская область 11190 16785
Псковская область 11798 17697
г. Санкт-Петербург 11830.3 17745.45
Ненецкий автономный округ 21844 32766
Республика Адыгея 9837 14755.5
Республика Калмыкия 9264 13896
Краснодарский край 11141 16711.5
Астраханская область 10140 15210
Волгоградская область 10146 15219
Ростовская область 10623 15934.5
Республика Крым 10634 15951
г. Севастополь 11162 16743
Республика Дагестан 9922 14883
Республика Ингушетия 9319 13978.5
Кабардино-Балкарская Республика 11925 17887.5
Карачаево-Черкесская Республика 9815 14722.5
Республика Северная Осетия – Алания 9911 14866.5
Чеченская Республика 9996 14994
Ставропольский край 9404 14106
Республика Башкортостан 9498 14247
Республика Марий Эл 10047 15070.5
Республика Мордовия 9068 13602
Республика Татарстан 9142 13713
Удмуртская Республика 9468 14202
Чувашская Республика 9330 13995
Пермский край 10804 16206
Кировская область 10159 15238.5
Нижегородская область 10033 15049.5
Оренбургская область 9269 13903.5
Пензенская область 9771 14656.5
Самарская область 11072 16608
Саратовская область 9581 14371.5
Ульяновская область 10362 15543
Курганская область 10428 15642
Свердловская область 10653 15979.5
Тюменская область 11212 16818
Челябинская область 10608 15912
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 15294 22941
Ямало-Ненецкий автономный округ 16751 25126.5
Республика Алтай 10200 15300
Республика Бурятия 10273 15409.5
Республика Тыва 10168 15252
Республика Хакасия 9857 14785.5
Алтайский край 10002 15003
Забайкальский край 11392.29 17088.435
Красноярский край 12163 18244.5
Иркутская область 10814 16221
Кемеровская область 9981 14971.5
Новосибирская область 11854 17781
Омская область 9683 14524.5
Томская область 11539 17308.5
Республика Саха (Якутия) 17601 26401.5
1.5
Камчатский край 20399 30598.5
Приморский край 13191 19786.5
Хабаровский край 13807 20710.5
Амурская область 12184 18276
Магаданская область 18994 28491
Сахалинская область 14552 21828
Еврейская автономная область 10158.05 15237.075
Чукотский автономный округ 21396 32094

Формула для расчета дохода семьи

Чтобы определить среднедушевой доход семьи за расчетный период и сравнить его с максимально допустимым специалисты РУСЗН или УПФР будет применять такую формулу:

Сумма дохода всех членов семьи / 12 / Количество членов семьи

Если сведения о сумме доходов представлены за период менее 12 календарьных месяцев, среднедушевой доход рассчитывается пропорционально периоду, за который представлены эти сведения.

Члены семьи и доходы: кто включается и как считаются

Поясним, кто включается в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода. (п.10 статьи 4 Закона):

Но какие именно поступления включать в доходы? Ответы на эти вопросы содержаться в статье 4 Закона. В таблице мы обобщили доходы семьи в денежной форме, которые принимаются во внимание при расчете среднедушевого дохода.

Что включатеся в доходы семьи
Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ. (в частности, гражданско-правовые договоры)
Вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) – налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений
Доходы от предпринимательской деятельности (ИП)
Пенсии, пособия, пособия стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ и (или) законодательством субъекта РФ или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ.
Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.
Компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей.
Денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, таможенных органов РФ и других органов, в которых законодательством РФ предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством РФ.

При назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка среднедушевой доход будут рассчитывать исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении выплаты.

Пример. Предположим, что за назначением ежемесячной выплаты мать первого ребенка обратилась в соцзащиту 16 февраля 2018 года. В таком случае будет исследован среднедушевой доход семьи за период с января 2017 года по января 2018 года (включительно).

Семья Петровых (граждане РФ) состоит их трех человек. Они проживают в Московской области:

  • мать ребенка;
  • отец ребенка;
  • родившийся в январе 2018 года первенец.

В период январь 2017 года – январь 2018 года мать работала уборщицей в детском саду. Ее ежемесячный доход составляет 5800 рублей. Всего в расчетном периоде мать заработала 69 600 р. (5800 р. x 12 мес.). Отец в этот период работал грузчиком в продуктовом магазине с ежемесячным доходом 18 700 рублей. За расчетный период его доход до вычета НДФЛ (13 %) составил 224 400 р. (18 700 р. x 12 мес.). Применим формулу:

  • если считать, что в состав семьи Петровых входит три человека, то среднедушевой доход за расчетный период составит 8 167 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3;
  • если считать, что состав семьи Петровых входит два человека (муж или жена, без ребенка), то среднедушевой доход за расчетный период 12 250 р. (69 600 р. + 224 400 р.) / 12 /3

Методика расчета ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком аналогична методике расчета пособия для первого. При этом нужно учитывать общие принципы расчета, установленные в действующем законодательстве, и некоторые отдельные особенности.

Пособие по уходу за ребенком: основные принципы

Пособие до полутора лет - одна из основных компенсаций от государства, предоставляемых женщинам в связи с рождением детей. Оно выплачивается каждый месяц Фондом социального страхования за счет его средств, в который за время работы женщины выплачивались отчисления работодателем. Правила назначения и выплаты пособия зафиксированы в Федеральном законе от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее - Закон). Наиболее сложным вопросом назначения указанной выплаты является подсчет размера пособия.

Определение размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

По общему правилу алгоритм определения его размера следующий:

  • если речь идет об одном ребенке, то размер выплаты равняется сорока процентам среднего заработка, но не менее минимума, установленного в Федеральном законе от 19.05.1995 N 81-ФЗ ;
  • если речь идет об одновременном уходе за несколькими детьми (двумя и более), то размер пособия складывается, однако он не может быть больше 100% среднего заработка или меньше 100% суммированного минимума пособия.

Когда определяется размер пособия по уходу для второго и всех следующих детей, принимаются во внимание и предыдущие дети матери (рожденные или усыновленные). Так, например, если мать ранее была лишена родительских прав в отношении своего первого ребенка, при расчете пособия по уходу за вторым ребенком первый ребенок учитываться не будет.

Ограничение размеров пособия по уходу за вторым ребенком

Устанавливая те же принципы расчета пособия для ухода за вторым ребенком, что и для ухода за первым, законодательство фиксирует его максимальный и минимальный размеры:

  • максимальный размер ограничен максимальным размером среднего дневного заработка. Так, например, в текущем году это 21 554,82 руб. (1772,60 руб. x 30,4 дн. x 40%, см. ст. 14 Закона);
  • минимальное пособие по уходу за вторым ребенком установлено законодательно — 5817,24 руб.

Все указанные выше суммы рассчитаны исходя из полного месяца нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Если месяц неполный, сумма пособия соразмерно уменьшается. Если сотрудница (сотрудник) трудится в местностях с особыми условиями климата, к сумме пособия прибавляется районный коэффициент.